Хостинг от HOST PROM - это надежное место для Ваших проектов !

 


Реферат по МХК на тему:

«Готическоетечение в Западной Европе»

 

ученика 11Бкласса

гимназии города Новополоцка

Гаврика Алексея[p1] 

 

» «

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новополоцк 2002

 

 

 TOC \o "1-3" Оглавление__________________________________________ 2

Вступление_________________ GOTOBUTTON _Toc436754325  Ошибка! Закладка не определена.

Зодчество__________________ GOTOBUTTON _Toc436754326  Ошибка! Закладка не определена.

Заключение_________________________________________ GOTOBUTTON _Toc436754328  36

Литература__________________________________________ GOTOBUTTON _Toc436754329   PAGEREF _Toc436754329 43

 

 

 

Вступление.

Постараемсявникнуть в сущность процесса, видоизменившего средневеко­вое зодчество.

Известный английский теоретик искусства Дж.Рескин полагал, что «вели­кие нации записывают своюавтобиографию в трех книгах — в книге слов, в книге дел и в книге искусства», но,указывал он, «только последняя заслужи­вает полного доверия».
В этом суждении, очевидно, приложимом не толькок нациям, но и к эпо­хам, верно то, что искусство нагляднее всего и правдивей, ибонаиболее непо­средственно, так сказать, чистосердечно отражает идеалы, грезы, сомнения,взлеты, порывы и общее мироощущение. Процитируем Гоголя. Вот какими сравнениямион характеризует средние века: «...величественные, какколоссальный готический храм, темные, мрачные, как его пересекаемые одни другимсводы, пестрые, как разноцвет­ные его окна и куча изузоривающихего украшений, возвышенные, испол­ненные порывов, как его летящие к небу столпыи стены, оканчивающиеся мелькающим в облаках шпицем».

О готическом стиле немало написано в научнойлитературе.Изучениемэтого направления в мировой культуре занимались такие видные архитекторы какПьер де Монтеру, ЖженМонапасьен и др.Этот стильсвоеобразен, он буквально видоизменил средневековое зодчество.Храмовые постройки обрели  готическую вертикаль.Длямногих людей этот стиль привлекателен тем, что храмы избавились от грузности, тяжести, массивности          .Помещениястали казаться более светлыми и просторными, стены стали как бы незаметны.Соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скорее каквоплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь.Громада собора какбы избавилась от своей тяжести, чуть ли не ажурно для нашего глаза прорезались еестены, вся она наполнилась воздухом и засверка­ла.

О том, какие восторги вызвала готическая архитектура,когда после долгого забвения Европа осозналанаконец, значительность художественного наследия средневековья,мы можем судить по следующим строкам Гоголя: «Была архитектура необыкновенная...— мы ее оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую и варварскую.Не удивительно ли, что три века протекло, и Европа, которая жадно бросалась на все,алчно перенимала все чужое, удивлялась чудесам древним,римским и византийским или одевала их по своим формам,— Европа не знала, что среди ее находятся чуда... что в недре ее находятся Миланский и Кельнский соборы и еще доныне«реют кирпичи недоконченной башни Страсбургского мюнстера. Готическаяархитектура, та готическая архитектура, которая образовалась перед окончанием среднихвеков, есть явление такое, какого еще никогда не изводил вкус и воображение человека.Ее напрасно производят от арабской, идеи этих двух родовсовершенно расходятся: из арабской она заимствованатолько одно искусство — сообщать тяжелой массе здания роскошь украшений и легкость; но сама эта роскошь украшений вылиласьу ней совершенно другую форму».

Великарадость открытия шедевров искусства, веками пролежавших в земле после гибели породившейих цивилизации. В эпоху Возрождения такую радость испытывали новооткрыватели античности, откапывая мраморную ста­туюидеальных пропорций или чудесно расписанную амфору; радость - вместе с негодованиемпо адресу тех, кто, утверждая христианскую веру, отрицал культурное наследие древнегоязыческого мира. А ведь искусство средневе­ковья долго пребывало скрытым, хоть ине в земле, но не менее надежно под тяжелым пластом непонимания. Но вот наступилопрозрение, и красота этого искусства обворожила умы и сердца.

Целью нашей работы является отображение развитияготического стиля в Западной Европе со времен его зарождения во Франции в середине12 века и до наших дней.Задачами нашей работы являются:

1.Описаниеразличных готических архитектурных ансамблей.

2.Отображениедобавления новых элементов в храмовую систему.

3.Выяснение, насколько широко исследуемый нами стильнашел свое место в храмовых застройках исследуемых стран.

4.Выяснение, насколько исследуемая страна переработалаготический стиль на свой лад.

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика готического стиля.

 «В ней все соединено вместе: этот стройныйи высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные,узкие, с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающейколоссальности массы самых мелких, пестрых украшений, эта легкая паутина резьбы,опуты­вающая его своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и уле­тающаявместе с ним на небо; величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость— это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себяархитектура. Вступая в священный мрак этого хра­ма, сквозь который фантастическиглядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь,стрельчатые своды один над другим, один над другим иим конца нет, — весьма естественно ощутить в душе неволь­ный ужас присутствия святыни,которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека», -так характеризовалГоголь готическое течение.

Основойроманского храмового здания служила сама каменная масса. Эта масса с ее толстыми,глухими стенами поддерживалась и уравновешивалась подпружнымиарками, столбами и прочими архитектурными деталями, выпол­нявшими опорные функции.Для большей устойчивости здания романский зод­чий увеличивал толщину и крепостьстены, на которой и сосредоточивал глав­ное внимание. Именно совершенствованию опорнойсистемы суждено было произвести истинную революцию в тогдашнем зодчестве.

Созданиевысочайших крестовых сводов на стрельчатых ребрах, или нервюрах[1] принимающихна себя всю тяжесть перекрытия, увеличение числа нервюр, выходящих из каждого столба,образуемого пучком колонн, введение так называемых аркбутанов— полуарок, переносящихдавление верхних стен среднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбы—контрфорсы[2] боковыхнефов, выполняющие функцию противодействующей силы,— все это настолько обогатилоопорную систему, что она приобрела самостоятельное значение. В этом и заключаласьсовершенная революция.

Лишившисьза ненадобностью своей романской толщи, безбоязненно проре­занная огромными окнамив ярких многоцветных витражах и исчезающая в кружеве резного камня, стена утратиласвой определяющий характер в общей структуре здания и, можно сказать, ее как быне стало. Так что все здание све­лось к остову — в преодолении тяжести чудесно разросшемусяввысь каркасу, ставшему основой всей готической архитектуры.

Обэмоциональном и художественном значении такой архитектурной революции свидетельствуетее выразительность. А вот один из ее непосредственных результатов в точныхцифровых данных: высота в 18—20 м была предельной длясреднего нефа романского храма, в Парижском соборе, самом раннем в готической архитек­туре,эта высота уже возросла до 32, затем в Реймском —до38 и, наконец, в Амьенском —до 42м. Так готическая вертикальвосторжествовала над романской горизонталью. Арка и свод. Эти архитектурные формы,так умело использованные римля­нами и затем легшие в основу всего строительногоискусства средневековой Европы, еще до Рима появились в Иране, который в свою очередьунаследовал их от древних культур Двуречья.

Готическиесоборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет вдлину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг неготребуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотритсяпо-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримымиформами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден всвоих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены неощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие - то площадки саркадами, громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространствообитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур ( в Шартрском соборе около десяти тысячодних статуй). Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найтитакже и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах,возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор - это целыймир. Он идействительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже,собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектурабарокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительноон выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков поберегам Сены. Тогда собор был чем - то большим, чем просто местом церковнойслужбы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города.Если  ратуша являлась центром деловойдеятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральныепредставления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и дажезаключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики,что все население города не могло его заполнить. Возле собора, как правило,располагались торговые ряды. Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутыйтолстостенный, крепостного типа романский собор вот в такой ­пространственный,открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию. А вслед законструкцией произошло и изменение архитектурного стиля. Поворот к готике начался с архитектуры,и лишь потом стал распространятьсяна скульптуру и живопись. Архитектура неизменно оставалась основой  средневекового синтеза искусств. Если сравниватьтипичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны.Одни - представители массивности, другие - легкости. Но если взять сооруженияпереходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романскихкорней. Началосьвсе это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом, травеи. Они были квадратными,и это ставило определенный предел по расширению главного нефа. Храм при такойсистеме перекрытий не мог быть достаточно просторным внутри - он оставалсяузким и темным. Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить системусводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями - системой несущихарок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональнуюоснову: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие сгениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Исходя изэтого, стена в соборе ничего не несет, и, следовательно, ее незачем делать сплошной и глухой. Такпоявляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используются дляустановки статуй, а окна - для монументальной живописи из цветных стекол.Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и вминиатюрах, и в раскраске скульптур. Внутри собор просторен, трансепт почтисливается с продольным пространством. Таким образом устраняется резкая границамежду клиром и посетителями. "Святилище" перестает быть чем - тонедоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темнойподземной крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но немрачен и не уныл. Чтоже представляли собой средневековые города? Основная масса городского населенияпредставляла собой самые мятежные, самые свободные слои общества. Ремесленникиуже не были чьими -  то слугами, ониобъединялись в самостоятельные союзы, цеха. Во многих городах возниклиуниверситеты. Соборыи ратуши возводились по заказу городских коммун. Строились и достраивались онидолго - десятилетиями, а то и веками. Все изобразительное убранствоготических  соборов, включая статуи,рельефы, витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразная энциклопедиясредневековых знаний - конечно подчиненных богословию. Причем в каждом соборепрослеживалась своя тема. К примеру Парижский посвящался богоматери и всему,что с ним связано; Амьенский - выражал идею мессианизма: на его фасаде фигурыпророков. Нозамыслы этих изобразительных богословских энциклопедий, были, в общем, столь расплывчатыи аллегории настолько условны, что под их сенью находили  себе место самые разнообразные сюжеты имотивы, в том числе и очень далекие от церковной концепции мироздания. Под руками средневековых камнетесовмертвый камень оживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в историиболее органические формы синтеза искусства, возникающие на этой основе. В большинстве готических соборовскульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи: этоопять -         таки определялосьхарактером архитектуры, сделав стены ажурными и потому неподходящими для фресок.

 

Франция.

В силуособых местных условий исторический процесс, происходивший тогда же в Италии, направлялхудожественное творчество к тому идеалу, которому, часто минуя готику, суждено быловоплотиться в искусстве Ренессанса, или Возрождения. А во Франции с ее чисто средневеко­войкультурной традицией те прогрессивные явления, о которых мы говорили выше, обусловилиблагодаря своему быстрому нарастанию переход от роман­ского стиля к готическому.Достаточно сказать, что в Париже, ставшем в позднее средневековье уже не толькофактической столицей государства, но и общепризнанным центром его культурной жизни,насчитывалось около ста цеховых организаций ремесленни­ков, среди которых не последнееместо занимали каменщики и ваятели, а число жителей к концу XII в. достигло почтиста тысяч, что было тогда беспример­ным. Основанный в 1215 г. Парижский университетстал центром средневеко­вой учености, в котором значительную роль играло пробивавшеесясквозь цер­ковную схоластику стремление к точным наукам. Недаром один из писателейтого времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, худож­ники ивсе жаждущие просвещения, «источником, орошающим кругземли». А кроме Парижа, кроме Шартра и всего Иль-де-Франс, наиболее передо­выми стали северные провинции:Пикардия, Шампань и Нормандия—стакими цветущими городами, как Амьен, Реймс и Руан, — истинными сокровищни­цами готического искусства.

Болеетрех столетий продержалась готика во Франции: последняя треть XII и первая четвертьXIII в. — ранняя готика; с 20-х гг. до конца XIII в. — зрелая, или высокая, готика;XIV—XV вв. — поздняя готика, сначала радостно сияющая своей декоративностью и потомуиногда называе­мая «лучистой», а затем «пламенеющая», чья бурно разросшаяся декоратив­ностьобретает уже самостоятельное значение. Длительность таких же периодов была далеконе одинако­вой в разных странах.

Знаменитыйсобор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — самый внуши­тельныйи, несомненно, самый замечательный памятник ранней готики, кото­рым и открываетсяновая эра в истории западноевропейской архитектуры. Почти шесть веков прошло с техпор, как был он воздвигнут, и Париж пре­образился благодаря его стройной громаде,воцарившейся над городом. Во много раз увеличилась за эти века столица Франции,украсилась многими другими памятниками, знаменитымина весь мир, но Нотр-Дам по-прежнему главенствует над ней, по-прежнему как бы служит ее символом,воспринимается нами как одно из высочайших воплощенийфранцузского художественного гения. Давно уже далеко на запад переместился центргорода, давно уже этот собор не центр его общественной и политической жизни, и мызабываем, что призван был некогда олицетворять собой идею монархии, восторжествовав­ший при покровительстве церкви (первый камень собора былзаложен в 1163 г.) французским королем и специальноприбывшим в Париж римским папой, а много веков спустятоже в присутствии папы в Нотр-Дам короновался Наполеон).Подобно пирамидам Египта, подобно Парфенону в Афинахили константинопольской Софии, парижский собор Нотр-Дам достоин только в веках,но и в тысячелетиях свидетельствовать об идеалах и вековой художественной культуре создавшего его народа. ВосхищениеВиктора Гюго западным фасадом Нотр-Дам нам понятно. Какая величавая ясность и размеренность!Это только начало готики, и потому горизонталь еще соперничаетс вертикалью. Но именно это соперничество создает здесьтакую несравненную четкость. Стена еще не исчезла, но не она уже определяет облик этой грандиозной пятинефной базилики[3]. Главныйфасад ее легок, причем горделивая высота башен как бынаходит свое завершение в тонком, изящном шпиле (надсредокрестием), стремительно возносящемся к небу. Огромное ажурное окно, так называемая роза, сияет в центревторого яруса над устремленными ввысь стрельчатыми аркамиуглубленных порталов. И же длинная горизонталь «галереи королей» не в силах сдержатьвертикальный ритм вытянутых королевских изваяний. Готическаяскульптура имела огромную роль в готическом храме, общийоблик которого рождается из сочетания архитектурныхформ и, как каменные цветки, вырастающих вместе с (мибесчисленных изваяний — статуй или рельефов.

 

Реймский собор (где короновались французские короли и в которыйпобедно внесла свое знамя Жанна д'Арк) вместе со стольже прославленным Шартрским собором— вершины французскойзрелой готики и, значит, всей ранцу французской готическойархитектуры. Как и в парижском соборе Нотр-Дам, главныйфасад— в три яруса, с ажурной розой посередине и двумя мощными башнями. Но здесьвертикаль легко и в то же время торжественно главенствует над горизонталью, ярусыпочти стушевываются, и стена безоговорочно капитулируетперед грандиозным остовом тончайшей, хочется сказать филигранной,архитектуры, которая устремляется ввысь стройно, ясно, без всякого напряжения. И все тут не только величаво, но и нарядно,изящно, с полным выявлением исконной для галльского разума внутренней логики и чувствамеры. Легкая ажурная громада— синтез зодчества и ваяния,праздничная сим­ония стрельчатых арок, колонн и цветущего, сказочно великолепногоскульптурного убранства.

Естьв Нормандии городок Мон-Сен-Мишель. Он высится на скале,в час прилива со всех сторон окруженной морем. Это своегорода заповедник готического искусства. И издали на фонеморских просторов, и вблизи, когда смотришь на его рвущиесяк небу стены, Мон-Сен-Мишель производит впечатлениеистинно чудесного творения рук человеческих. Да и называют его также «Ла Мервей», что значит чудо или диво.

Подобныйже благодарности достоин славный мастер (возможно, Пьер де Монтеро), создавший такую подлинную жемчужину высокойготики, как Сен Шапель в Париже, самую восхитительнуюиз королевских дворцовых капелл[4]. Чудесенее интерьер: вместо стены— ажурный переплет окон со сверкающими чистыми краскамивитражами. И музыка цвета радужно сочетается тут с музы­кой изящнейших архитектурныхформ. Высокие, легкие столпы подхватывают столь же легкие нервюры свода, доводяих динамику до самого пола. Стреми­тельность взлетов и сказочная цветовая симфониясоздают в этом храме некое волшебно-поэтическое настроение.

От зодчихпоздней французской готики можно было услышать такое сужде­ние: «Кто хочет построитьсовершеннейший собор, тот должен взять от Шартрского— башни, от Парижского — фасад, от Амьенского — продольныйкорабль, от Реймского — скульптуру». Но и в этих высказыванияхназваны далеко не все замечательные соборы, воздвигнутые в готическую пору во Франции.

Замки, все более приобретающие характер дворца, городские ратушис от­крытыми галереями, знаменитый Дворец правосудия в Руане,частные дома свидетельствуют о развитии светского строительства в XIV—XV вв. Нопосле своего великого расцвета в XIII в. готика уже отошла от достигну­той ясности,от своего совершенства. Краббы — причудливые декоративныедетали в виде стилизованных листьев, укрепляющие щипцыили резные фронтоны над окнами и дверными проемами;«рыбьи пузыри» (так названные по-немецки из-за своей сложной криволинейной формы), вытянутые в длину в оконных переплетах ипарапетах подобие «языков пламени» (французский термин);порталы, одетые в самые пышные, подчас фантастическиеукрашения, и многое другое, столь же цветистое, чточасто кажется нам лишь нанизанным на архитектуру, — все это само по себе очень эффектно,поражает буйным изобилием и впрямь пламенеющей роскошью. Но нам ясно теперь, что новые времена требовали не безудержногодекоративного расточительства, заслоняющего архитектуру,а нового по своему стилю искусства. Конец средневековьязнаменовал и конец готики, счерпавшей свои возможности,и прощальными, закатными были последние создания воспитанных на ее традициях мастеров.Подобная эволюция была характерна не только для французской, но и для всей европейскойготической архитектуры.

Германия.

В Германииготический стиль развился позднее, чем во Франции. Не отрицаяприоритета французов, германские искусствоведы склонны видеть в германском художественном гении самого полного и яркоговыразителя готического идеала красоты. Этот гений иготика, говорят они, как бы созданы друг для друга.Действительно, готика была периодом расцвета германского искусства, лишь с трудом и не до конца воспринявшего впоследствииидеалы Ренессанса. Созданное германским художественным гением в готическую порупредставляет драгоценнейший вклад в сокровищницу мировойкультуры. В северо-восточной Германии, бедной камнем, пригодным для крупных построек,возникла особая кирпичная готика, иногда несколько тяжеловесная, но подчас и оченьвнушительная, с замечательными декоративными эффекта­ми.

 

Немцыутверждают, что только в их зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности:только в их готике порыв действительно неудержим, действительноподымает к небу всю массу здания, создает и во внешнемего облике и под его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого. Недаромнемецкие зодчие заменили французскую розу стрельчатымокном над главным входом и нарушили боковые горизонталиконтрфорсами. Во французской же готике, пусть очень тройной и гармоничной, полностьюне исчезнувшая горизонтальность членений и общий размеренныйритм сдерживают порыв, вводят его в какие-то рамки разума, логики, и это- в ущербтой стихии, которая присуща готическому зодчеству.

Но французыскажут в ответ, что в их готике порыв не сдержан, аупорядочен, что это придает зданию большую ясность изавершенность и в то же время большее изящество, чтобезудержная порывистость чужда французскому художественномугению, что она смущает человека, а не возвышает его, что чувство меры необходимо вовсем.

Тутдва взгляда, как будто несовместимые. И однако те немцы, что по-настоящему любят искусство, восхищаются Реймским собором, равно как столь же любящие искусствофранцузы — Кельнским собором.

«...Кельна дымные громады». Это слова Александра Блока. Гогольсчитал этот собор венцом готического искусства. Гордость Германии — Кельнский соборбыл закончен лишь в конце прошлого века по обнаруженнымподлинным планам и рабочим чертежам. Гордость Франции — Амьенский собор послужил прототипом для Кельнского. Однакоистинно головокружительный вертикальный порыв грандиоз­ной каменной массы выдаетв Кельнском соборе вдохновенное мастерство немецких зодчих. Порыв, столь же мощный,но при этом более сконцентрированный и потому неотразимо все себе покоряющий, —во Фрейбургском соборе, несрав­ненном шедевре германскойготики. В нем лишь одна башня, как бы заключившая в себе весь собор, слившись своимоснованием с его фасадом, из которого она черпает великую силу, что дышит и в ажурномшатре, победно рвущемся к небу. Недаром считается, что эта башня — «самое высокоеи ясное откровение готической мысли».

Французские и немецкие культурные традиции издавна переплеталисьв Эльзасе. Страсбургскийсобор (по сей день не законченный и в отличие от Фрейбургскоготолько потому однобашенный) отражает некоторым образом это переплетение. Главнымего зодчим был, вероятно, немец Эрвин Штейнбахский­­.

Англия.

Различиев отношении высоты к длине между памятниками английской готики и французской (даи вообще материковой) сыграло решающую роль во всемразвитии английского зодчества в позднее средневековье, зодчества, которому мы обязанымножеством замечательных памятников. Какова же была причина такого различия? Завоеваннаянорманнами, принесшими с материка уже сложившуюся куль­туру, британская островнаядержава была первой страной, перенявшей от Франции вслед за романским готическийстиль, который она и переработала на свой лад. Условия, определившие историческоеразвитие английского государ­ства, определили и характер английской готики. Каки страны материковой Европы, Англия переживала в то время эконо­мический подъем.Однако в отличие от этих стран развитие промышленности и торговли Англии определялосьв первую очередь не городом, а деревней, где производилось и перерабатывалось сырье,предназначенное на вывоз. Не бюр­герство. а дворянство играло в английской экономикеглавную роль, и, значит, городские интересы не имели в стране решающего значения.Вот почему храмовое строительствооставалось там преимущественно монастырским, как и в романское время.

Соборвоздвигался не в центре города как символ его богатства и славы, а за городом, гдепомещался монастырь. Во Франции или в Германии собор всей своей стройной громадойцарил над теснившимися у его подножия низкими жилищамигорожан, мощным своим взлетом к небу противопоставляя себя им. В Англии собор гармоническивписывался в пейзаж, служивший ему живопис­ным обрамлением, и потому разрасталсяв первую очередь не в высоту, а так, чтобы вольготнее расположиться на лоне природы.И все же готика требовала устремленности к небу. Английские зодчие постарались выявитьэту устрем­ленность по-своему. Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, ониснабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким жеизобилием настенных вертикальных переплетов, с добавлением третьей башни, уже нефасадной, а расположенной над средокрестьем. Растянутостьхрамового здания, узаконенное его место среди ровного живо­писного пейзажа с упоромна вертикальность не архитектурного целого, а архитектурно-декоративных деталейфасада и интерьера — таковы отличи­тельные черты английского готического зодчества.Разве не впечатляющи фасады таких соборов, как, например, в Солсбери(1220—1270 гг.) или в Линкольне (XI—XIV вв.), сплошьодетые в несчетное множество вертикальных деталей, искусно объединенных в единоецелое!

Но,пожалуй, еще причудливее грандиозные храмовые интерьеры — звез­дчатые, сетчатые,веерообразные. Фантастически разросшиеся пучки колонн, тончайшие нервюры, свисающиеажурные воронки, вертикально чередующи­еся решетчатые переплеты — такой общий взлети такая кружевная симфония, что, право, рождается впечатление полной невесомостисводчатого перекры­тия. Здесь величавая одухотворенностьготического зодчества как бы отсту­пает перед самой безудержной, истинно неисчерпаемойдекоративностью. Да и как не закружиться голове в соборе Глостера (1351—1407 гг.) или под сводами капеллы Королевскогоколледжа в Кембридже (1446—1515 гг.), где всюду над нами возникают самые причудливыеархитектурные узоры, напоминающие орнаментальные чудеса древней нортумбрийской миниатюры. Английский позднеготический стиль от характерной для него подчеркнутости вертикаль­ных членений получил названиеперпендикулярного.

Прекраснымицерквами, великолепными дворцами—палаццо, открытыми галереями — лоджиями с аркадамии капителями и живописными фонтанами, в которых мы ясно распознаем элементы готическогостиля, украсились города Италии. Рассчитанный на сорок тысяч молящихся, Миланскийсобор (конец XIV—XIX в.) — самый большой из всех готических соборов.

БлизостьФранции и Германии сказалась на Миланском соборе: строили его и французские, и немецкие,и итальянские мастера. В результате получилась некоторая компилятивность с преобладаниемсеверных влияний и, быть может, не всегда оправданная, а значит, чрезмерная пышность,особенно в его скульптурном наряде. Как бы то ни было, специфически итальянскоговарианта готической архитектуры не выявилось в грандиозной миланской хра­мовой постройке.

Италия.

Итальянскийхудожественный гений шел своим особым путем, как мы знаем, наметившимся уже в романскуюпору. Конечная цель пути не была, вероятно, ясна даже проводникам новых веяний.Рост городов, нарождение новых социальных отношений вместе с новым мировосприятиемопределяли развитие итальянского искусства, все более по своей сущности светского.Об этом речь впереди. Скажем только, что, заимствуя некоторые элементы готи­ческогостиля, воцарившегося в соседних странах, итальянские мастера остава­лись чужды самойего основе. Каркасная система, при которой как бы исчезала стена, была им не подуше, и стена сохраняла для них свое конкретное значение: ясно расчлененная, не рвущаяся ввысь, объемная, отнюдьне ажурная, прекрасная в своей стройности и уравновешенности. Не вертикаль, а размерен­ностьувлекала итальянских зодчих, даже когда они строили здания с остроко­нечными башнями,стрельчатыми арками и оконными переплетами. Фронто­ны, горизонтальные полосы разноцветногомрамора, богатейшие инкрустации придают итальянским фасадам той поры радужную нарядность.А в храмовом интерьере, несмотря на стрельчатые сводыи нервюры, как, например, в знаме­нитой флорентийской церкви Санта Мария Новелла (XIII—XIV вв.), кста­ти, — и это особеннознаменательно — так понравившейся величайшему гению Высокого Возрождения Микеланджело, что он назвал ее своей «не­вестой», мы ощущаемпрежде всего ясную уравновешенность архитектурных форм. Даже такие шедевры позднегосредневековья, как Дворец дожей (IX— XVI вв.) и Дворец КаД'0ро (первая половина XV в.) в Венеции с их воздуш­нымиарками и стрельчатыми окнами — памятники не столько готики, сколько некоего радостного,лучезарного искусства, много почерпнувшего в своей ска­зочности от арабского Востока.Примечательно, что во Дворце дожей обыч­ные архитектурные принципы решительно нарушены.Массивный блок огром­ной стены покоится на чудесных в своей стройной легкости аркадахи лоджиях. Но это не кажется неестественным, ибо горизонтальная масса стены какбы утрачивает свою тяжесть под разноцветной мраморной облицовкой из диаго­нальнопоставленных квадратных плит. За исключением Италии, где его вытесняли освежающиеренессансные веяния, готический стиль был, как правило,обязательным в зодчестве, поощ­ряемом католической церковью. Интересен в этом отношениипример Литвы.

Норвегия.

Дания,Норвегия, Швеция и Финляндия украсились внушительными готи­ческими соборами и замками.Но, пожалуй, норвежское деревянное зодчест­во — наиболее оригинальный вклад Скандинавиив средневековое искусство, как романское, так и готическое. Лесистые горы страныв изобилии постав­ляли материал, из которого создавались затейливые, стройные церквии церк­вушки с крутыми двускатными кровлями и башенкой в два-три яруса. Около тридцатинорвежских деревянных церквей (самая ранняя конца XI в.) дошло до нас. Ими гордитсявся Норвегия, а каждой в отдельности — какой-нибудьгородок или деревушка.

Вертикальныестолбы и брусья определяют конструкцию стен норвежских деревянных храмов. Общеедвижение ввысь, подчеркнутое на кровлях рез­ными коньками в виде драконов, придаетнеповторимое своеобразие силуэту таких построек. А чудесная резьба порталов с переплетающимисяфантастическими чудовищамиярко свидетельствует о преемственности от тех, еще недалеких времен, когда грозныевикинги бороздили моря на своих дракарах.

Польша.

Мощнаи во многом своеобразна польская готика с ее крепким, лаконич­ным построением, живописнымицерковными фасадами из красного кирпича, рыночными площадями (где все вокруг, будьто ратуша, цеховое здание или островерхий жилой дом, создавалось как часть единогоархитектурного ансам­бля) да такими примечательными памятниками, как, например,знаменитый краковский барбакан — круглый редут, увенчанныйнебольшими башнями, грозный, массивный ив то же время радующий глаз плавной просторностьюсвоих могучих изогнутых стен. Краков, некогда пышная столица Польского королевства,с его многочи­сленными памятниками искусства, как готической поры, так и Ренессанса,занимает почетное место среди городов, прославившихся художественными сокровищами.

И вдругих странах Европы готика сочетала в себе черты присущей ей худо­жественной системыс традициями и особенностями, рожденными местными историческими условиями. Это сочетаниепородило в средневековой Испании довольно своеобразное искусство.

Тамуже в романскую пору построили такое множество замков-крепостей, что целая областьКастилья, где их было, пожалуй, больше всего, получилаот них свое название (castilio — «замок»). Это строительство было вызвано посто­янными войнами.Но главная особенность испанского зодчества в другом.

Почтився Испания была завоевана мусульманами. Мавры имели свою худо­жественную систему,притом очень высокую и утонченную. И вот произошло нечто, казалось бы, невозможное.

Испанцыи мавры воюют друг с другом. А между тем арабская культура пронизывает европейскуюкультуру средневековья на Иберийском полуостро­ве. Мавританская ажурная восьмиконечнаязвезда воцаряется на сводах хри­стианских соборов над готическими нервюрами. Каркасне всегда торжествует над стеной. Роскошны фасады знаменитых соборов XIII в. в Бургусе и Толедо. Грандиозный пятинефныйСевильский собор, воздвигнутый в начале XVI в. на местеарабской мечети, с колокольней, перестроенной из минарета, больше разросшийся вширину, чем ввысь, сам очень напоминает мечеть. Рождается особый стиль «мудэхар», в котором сочетается и готика, и искусство арабскогоВостока. При взаимной национальной и религиозной вражде — плодотворное переплетениекультур. Мусульманские мастера приглашаются для строитель­ства христианских церквей,не говоря уже о замках феодалов. Все это сыграет свою роль в становлении испанскогохудожественного гения в эпоху Возрожде­ния.

Заключение.

Итак, готика царила повсеместно. Как в Париже Нотр-Дам, венский собор св. Стефана главенствует над огромной столицей.

Не только однобашенный фасад, как во Фрейбурге, но и храмы с почти оди­наковой высотой центрального и боковых нефов, создающей единое, по- двор­цовому обширное пространство, — новшество германской готики.

В Нидерландах, где благодаря выгодному географическому положению городская торговля процветала уже в романскую пору, рост бюргерства вы­звал бурное светское строительство. В последний период средневековья именно в Нидерландах наибольший размах получило строительство обще­ственных зданий— ратуш[5], торговых рядов и складов, домов цеховых организа­ций. Величественные городские звонницы — вечевые башни (бефруа), играв­шие важную роль в многочисленных восстаниях городского населения и слу­жившие, наряду с собором, как бы символом мощи и богатства города, — заме­чательное достижение нидерландской архитектуры (башня, как столб возвы­шающаяся над торговыми рядами в Брюгге, башни в Ипре, Генте и др.).

Всюду строились замки со все более совершенными укреплениями и в то же время обставленные со все возрастающей (особенно в поздней готике) рос­кошью, проявляющейся в пышной декоративности, высоких стрельчатых окнах с причудливыми переплетами, тройных каминах во всю стену и т. д.

Европейские города окружались зубчатыми стенами с двойными воротами и башнями. Видоизменился сам облик города благодаря плотно прижатым друг к другу готическим домам с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, аркадами, угловыми башенка­ми — всем тем, что в лабиринте узких улочек кое-где еще сохранившихся сред­невековых кварталов обступает нас ныне как живописный декорум давно исчезнувшего жизненного уклада.

Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Благодаря своей архитектуре с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие - то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше  - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор- это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.

Германская готика, также поражая своими размерами, стала своеобразным символом современных немцев, олицетворяя их национальную самобытность. Достаточно упомянуть хотя бы о том, что в Кельне довольно популярна поговорка, гласящая примерно следующее: «Кельнский собор вечная  будет строиться до тех пор, пока будет стоять Кельн». Это напоминает слова одной песни: «...И пока она [Москва] будет стоять, не исчезнет Россия в веках...». Эти выражения символизируют целостность, неделимость и самобытность обществ, но если для россиян такой символ- Московский Кремль, то для западногерманцев этот символ- Кельнский собор.

Вообще, если говорить о символах прошлого в истории различных народов, то готика является некой визитной карточкой могучей средневековой Европы, воплотившей в себе всю мощь веры и безграничную силу заражающегося самобытного искусства Западной Европы. Она (готика) повергает сегодняшних людей своими задумками, масштабностью и долговечием. Мне думается, что для очень дальних потомков искусство первого тысячелетия нашей эры будет прежде всего ассоциироваться с готикой, как для нас искусство древнего мира прежде всего ассоциируется с Грецией и Римом.

Литература

1.Гуревич А.Я. «Категории средневековой культуры», Москва, 1972 г.

2.Крыжановская М.Я. «Искусство западного средневековья», Москва, 1963 г.

3.Лясковская О.А. «Французская готика XII- XIV веков», Москва, 1973 г.

4.Малая история искусств. Тяжлов В.Н. «Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе.», Москва, 1964 г.

5.Советский Энциклопедический словарь, Москва, 1988 г.

6.Хезинга Й. «Осень средневековья», Москва, 1988 г.

7.Советская энциклопедия,Москва,1986.

 

 

Вильнюс вправе гордиться истинно уникальным шедевром поздней готики. Это небольшой кирпичный костел св. Анны, построенный уже в середине XVI в. Живописный его фасад как бы весь наполнен движением: гибкие, но и могучие килевидные арки, будто огромные корни фантастического дерева, будто рукава полноводных рек, властно упорядочивают стихию всепобежда­ющих взлетов. В Латвии и Эстонии также имеются интересные памятники готической архитектуры: Домская (соборная) церковь (XIII в.), церковь св. Петра (XIII— XV вв.), могучая «Пороховая башня» в Риге, крепостные стены (XIV— XV вв.), церковь Олевисте с четырехгранной башней (XIII — начало XVI в.), высоко возвышающейся над этими стенами, здание Большой Гильдии (около 1400 г.), ратуша (конец XIV — начало XV в.) в Таллинне, кирпичная

Страниц (2):  [1] 2


 


Быстрый хостинг
Быстрый хостинг - Скорость современного online бизнеса

 

Яндекс.Метрика

Load MainLink_Second mode.Simple v3.0:
Select now URL.REQUEST_URI: webknow.ru%2Farkhitektura_00003.html
Char set: data_second: Try get by Socet: webknow.ru%2Farkhitektura_00003.html&d=1
					  

Google

На главную Авиация и космонавтика Административное право
Арбитражный процесс Архитектура Астрология
Астрономия Банковское дело Безопасность жизнедеятельности
Биографии Биология Биология и химия
Ботаника и сельское хозяйство Бухгалтерский учет и аудит Валютные отношения
Ветеринария Военная кафедра География
Геодезия Геология Геополитика
Государство и право Гражданское право и процесс Делопроизводство
Деньги и кредит Естествознание Журналистика
Зоология Издательское дело и полиграфия Инвестиции
Иностранный язык Информатика, программирование Исторические личности
История История техники Кибернетика
Коммуникации и связь Косметология Краткое содержание произведений
Криминалистика Криптология Кулинария
Культура и искусство Культурология Литература и русский язык
Литература зарубежная Логика Логистика
Маркетинг Математика Медицина, здоровье
Международное публичное право Частное право Отношения
Менеджмент Металлургия Москвоведение
Музыка Муниципальное право Налоги
Наука и техника Новейшая история Разное
Педагогика Политология Право
Предпринимательство Промышленность Психология
Психология, педагогика Радиоэлектроника Реклама
Религия и мифология Риторика Сексология
Социология Статистика Страхование
Строительство Схемотехника Таможенная система
Теория государства и права Теория организации Теплотехника
Технология Транспорт Трудовое право
Туризм Уголовное право и процесс Управление
Физика Физкультура и спорт Философия
Финансы Химия Хозяйственное право
Цифровые устройства Экологическое право Экология
Экономика Экономико-математическое моделирование Экономическая география
Экономическая теория Этика Юриспруденция
Языковедение Языкознание, филология

design by BINAR Design