Хостинг от HOST PROM - это надежное место для Ваших проектов !

 


РАЗДЕЛ 1.

  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

 

1.1.        Роль и значение международной торговой политики.

 

 Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80% всего объема МЭО. Международная торговля опосредует большинство видов международного сотрудничества.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удавалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную зависимость.

Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием международной торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

 Структурные сдвиги, происходящие в экономике различных стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. В международную торговую систему ежегодно поступает до четверти произведенной в мире продукции. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям ВТО, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста. Одновременно значительно выросла зависимость стран от международного товарообмена.

Международная торговля исторически первая форма международных экономических отношений между странами. Для национальной экономики участие в международной торговле приобретает форму внешней торговли.

Внешняя торговля - это торговля одной страны с другими странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. В совокупности внешняя торговля разных стран образует международную торговлю.

Под международнойторговлей понимается сфера международных экономических отношений, отражающая закономерности движения товаров и услуг за пределы национальных границ отдельных государств между национальными экономиками, а также между транснациональными корпорациями, рассматривающими мир как единое хозяйственное пространство.

Международная торговля является мощнейшим фактором развития экономик отдельных стран и международной экономики в целом. Развитие международной торговли сопровождается увеличением мирового богатства: с 1948 по 1986 г. среднегодовые темпы роста мирового экспорта в 1,5 раза превзошли среднегодовые темпы роста мирового производства. За 26 лет, с 1960 по 1986 г, объем мирового производства увеличился в 3 раза, а мировой торговли - в 4,5 раза.

Международная торговля обладает рядом специфических особенностей, отличающих ее от внутринациональной. К ним относятся:

1. Разные валюты. Каждая страна в международной торговле использует

разные валюты, с возможным изменением их ценового соотношения.

2. Политическое вмешательство и контроль. Правительство каждой страны жестко контролирует связанные с торговыми операциями валютно-финансовые отношения; своей торговой и финансово-бюджетной политикой порождает собственную систему пошлин, ограничений на импорт, экспортных субсидий, собственное налоговое законодательство и др.

3. Различия в перемещении факторов производства между странами. Существуют различия в степени свободы перемещения факторов производства внутри страны и между странами. Языковые и культурные барьеры, иммиграционные законы ставят жесткие преграды на пути трудовой миграции. Институциональные барьеры, государственное регулирование экономики и бизнеса затрудняют перемещение капитала между странами.

Международная торговля заполняет пробел, порожденный различиями в степени мобильности ресурсов внутри страны и между странами.

В основе современной внешнеэкономической политики лежит перманентный процесс сложного приспособления структур националь­ной экономики (отраслевой, технологической, организационной, др.) к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства, о чем свидетельствуют, прежде всего, опережающие темпы роста мировой торговли и зарубежного инвестирования в сравнении с совокупным валовым национальным продуктом. Такому приспособлению, которое неминуемо влечет за собой изменение структуры сложившегося хозяйства, мешают не только производство, которое объективно стремится к стабильности, но и экономическая политика государства.

В современных условиях государство воздействует, хотя и в неодинаковой мере и с разной интенсивностью, практически на все области мирохозяйственных связей. Государство ощутимо влияет на состояние валютных и кредитных отношений, на масштабы и направления международного движения капиталов, технологий, рабочей силы, на товарную и географическую структуру международных товарных потоков. Причем оказывается это воздействие на разных уровнях: национальном - с помощью органов государственной власти; региональном - с помощью интеграционных группировок; международном - используя различные международные организации, двусторонние и многосторонние соглашения с другими странами.

Необходимо отметить, что конкретное направление внешнеэкономической политики, характер ее воздействия на внутреннюю экономическую политику государства меняются в зависимости от внутренних и внешних условий развития национальной экономики. При этом для достижения желаемых результатов используется тот или иной набор средств.

В настоящее время используется достаточно большой арсенал форм, методов и инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Среди применяемых методов следует выделить две большие группы: прямые методы и косвенные. К прямым относят административные методы, в числе которых контингентирование, лицензирование, таможенные тарифы. Косвенные методы опираются на использование таких инструментов, как кредитование, страхование, субсидирование, налогообложение агентов внешнеэкономического обмена. Они способны оказывать стимулирующее или ограничительное влияние на объемы и направления внешнеэкономических сделок не непосредственно, а путем регулирования размеров издержек производства и прибыли.

Весь арсенал инструментов государственного регулированиявнешнеэкономической деятельности так же может быть подразделен на две группы. Однусоставляют инструменты, принцип действия которых состоит в изменении, корректировкестоимостных факторов и пропорций внешнеэкономического обмена. Сюда входятразличного рода налоги, тарифы, сборы и другие поступления в казну, субсидии,финансовые гарантии, кредиты, государственные закупки и другиестоимостные рычаги. Вторая группа инструментов организационно-распорядительныесредства воздействия государства на внешнеэкономические связи, значение которыхсостоит в обеспечении общих политических и организационно - технических условийвнешнеэкономического обмена. Среди них межправительственные договоры,национальное внешнеэкономическое законодательство, различные нормы, правила,предписания, устанавливаемые государством для регламентации тех или иных сторонвнешнеэкономической деятельности.

Итак, спектр используемыхметодов и инструментов государственного регулирования внешнеэкономическойдеятельности достаточно широк. И в зависимости от того, каких приоритетовпридерживается страна в области мирохозяйственных связей, т.е. какому типувнешнеэкономической политики отдается предпочтение на данном этапе,используется тот или иной набор средств.

Каковы же основные типывнешнеэкономической политики государств: В самом общем виде можно говорить о двух типах: «протекционизм» и «свободная торговля», хотя в реальнойжизни ни тот, ни другой тип в чистом виде не выступает. Остановимся на каждомиз указанных типов подробнее.

Свободная торговляпредставляет собой систему рычагов, направленных на отмену или снижениебарьеров на пути международных товаропотоков. В основе концепции «свободнойторговли» лежит принцип сравнительных преимуществ, который был сформулированеще Адамом Смитом. Этот принцип состоит в том, что совокупный объем выпуска продукциибудет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, вкоторой ниже издержки.

Отмечают следующие доводы в пользу«свободной торговли». Так как структура и уровень технологических знаний каждойстраны различны, то каждая страна должна производить те товары, издержкипроизводства которых относительно ниже издержек в других странах, и обмениватьтовары, на которых она специализируется на другие товары, издержки производствакоторых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будетпоступать таким образом, мир может в полной степени использовать преимуществагеографической и человеческой специализации. То есть мир – и каждая свободноторгующая страна – может получить больший реальный доход от использования тогообъема ресурсов, которыми они располагают. Ели же страны не могут свободноторговать они должны перебросить ресурсы с  эффективного (с низкими издержками) ихиспользования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразныхпотребностей.

Учеными отмечается также ивозможность достижения побочной выгоды от свободной торговли, заключающейся втом, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшаяконкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственнымтехнологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводитьновшества, повышать качество продукции, используя новые методы производства, итаким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля, ко всемуже, предоставляет потребителям возможность выбора из более широкогоассортимента продукции.

Несмотря на признание намеждународном уровне внешнеэкономической политики, основанной на принципахсвободной торговли, как наиболее приемлемой, ряд стран в регулированиивнешнеэкономических связей придерживаются политики протекционизма.

Протекционизмпредставляет собой внешнеэкономическую политику, опирающуюся на наборинструментов, способных обеспечить защиту национального рынка от иностраннойконкуренции.

Итак, протекционистскаяторговая политика проводится с помощью следующих основных инструментов:

1.  Тариф или таможенные пошлины - наиболее часто используе­мыйинструмент в протекционистской торговой политике, представ­ляет собой акцизныйналог на импортируемый товар. Если тариф вводится только для того, чтобы добытьденьги для государства - он называется фискальным, если для сокращенияили устранения им­порта - протекционистским.

2.   Импортная квота - инструмент протекционизма, спомощью ко­торого устанавливаются максимально возможные объемы импорта на определенный период времени.    

3.   Нетарифные барьеры - ограничение международной торговлис помощью системы лицензирования (приобретения лицензий на тор­говлю товаром).К нетарифным барьерам относят также жесткий бюрократический контроль втаможенных процедурах, неоправданные стандарты качества товаров и др.

4.  Добровольные экспортные ограничения - инструмент ограничения экспорта надобровольных началах для избежания более жестких барьеров.

5.  Экспортные субсидии и компенсационныепошлины - инстру­ментстимулирования продвижения товаров за границу с помощью государственных дотацийи льгот. Экспортные субсидии вызывают обратную реакцию, осуществляемую путемвзимания «компенсацион­ных пошлин».

           6. Демпинг -инструмент проведения протекционистской полити­ки посредством международнойценовой дискриминации. Путем установле­ния низких цен добиваются вытесненияконкурента с рынка. В по­следствии уровень цен выравнивают.

В целях противодействиядемпингу вводится антидемпинговая пошлина - временный сбор в размере разницымежду ценами продажи товара на внутреннем и внешнем  рынках, вводимый импортирующей страной.

В пользу политикипротекционизма выдается ряд доводов. Среди них необходимость обеспеченияобороны, увеличения внутренней занятости, защита молодых отраслей идиверсификация ради стабильности.

Аргумент необходимостиобеспечения обороны состоит в следующем. Утверждается, что в нестабильном миревоенно-политические цели (самообеспеченность) должны брать верх надэкономическими (эффективность размещения мировых ресурсов). Но достижениесамообеспеченности с помощью пошлин порождает издержки в форме более высокихвнутренних цен на продукцию защищенных отраслей.

Еще более уязвим такойдовод в пользу протекционизма, как увеличение внутренней занятости. Считается,что в результате увеличения чистого экспорта за счет сокращения импортапроизведет резкий рост доходов и занятости.

Действительно, увеличениеимпорта приводит к сокращению некоторого количества рабочих мест, но ведь в тоже время создаются и другие рабочие места в более эффективных отраслях, а такжепоявляются новые рабочие места, связанные с реализацией импортной продукции, еесервисным и другим обслуживанием.

И, наконец, поднятиепошлин и установление квот одной страной подтолкнет к ответным действиям еепартнеров, в результате чего ухудшаются в целом условия международной торговли,сократится ее объем и снизится уровень доходов и занятости во всех странах.

Внимания заслуживает итакой аргумент для оправдания пошлин, как необходимость диверсификации радистабильности. Предполагается, что защита пошлинами и квотами необходима странамс высокоспециализированной экономикой для стимулирования промышленной диверсификациии, как следствие, уменьшение зависимости от конъюнктуры на мировых рынкаходного или двух видов продукции. Очевидно, что такой аргумент может бытьиспользован только слаборазвитыми странами и при определенных обстоятельствах.

И, наконец, несколькослов о таком доводе в пользу протекционизма, как защита молодых отраслей. Этотаргумент можно назвать справедливым исключением, имеющим экономическоеоправдание. Действительно, временная защита молодых национальных фирм отжесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективныхиностранных фирм дает возможность нарождающимся отраслям окрепнуть и статьэффективными производителями. Но в этой связи необходимо помнить о следующем.Во-первых, в слаборазвитых странах очень сложно определить, какая из отраслейявляется тем новорожденным, который способен достичь экономической зрелости ипоэтому заслуживает защиты. Во-вторых, в высокоразвитых странах, когда вусловиях жесткой иностранной конкуренции национальные производители обращаютсяк правительству с просьбой защитить их, дав возможность провести модернизацию иповысить конкурентоспособность, возможен обратный эффект. Протекционизм,увеличивая прибыли и предоставляя средства для модернизации, в то же время снимаетостроту вопроса о необходимости изменений.

Следует также отметить,что аргументы в пользу протекционизма, как правило, подчеркивают немедленныйэффект, который возможен в результате введения торговых барьеров, и игнорируютдолгосрочные последствия.

Что касается последствийполитики протекционизма, то, прежде всего, следует отметить повышение цен иснижение объема товаров, на которые распространяются защитные пошлины. Отэтого, конечно же, в первую очередь страдают национальные потребители.Существуют также косвенные последствия протекционизма. Последние заключаются втом, что пошлины прямо способствуют экспансии относительно неэффективныхотраслей, которые не обладают сравнительными преимуществами, и косвенным образомвызывают свертывание относительно эффективных отраслей, имеющих сравнительныепреимущества. Это означает, что пошлины служат причиной менее эффективногоиспользования мировых ресурсов и приводят к сокращению реального объемамирового производства.

Учитывая всевышесказанное, нельзя не согласиться с целым рядом авторитетных исследователей,которые считают, что выгоды, которые приносит политика протекционизма,достигаются ценой гораздо больших потерь для экономики в целом.

Итак, в международнойпрактике получили развитие два типа внешнеэкономической политики: свободнаяторговля и протекционизм. Причем опыт показывает, что, как правило, тенденции ксвободной торговле и тенденции к протекционизму перемежают друг друга. Развитыестраны рассматривают свободу торговли, как единственный режим, к которому могутстремиться правительства. Ограничения же торговли рассматриваются, какнежелательный, но неизбежный компромисс, вызванный необходимостью решатьактуальные на данный момент проблемы национальной экономики.

Современную внешнеэкономическуюполитику государств с рыночной экономикой можно назвать неопротекционизмом,опирающимся на целую систему скрытых средств защиты внутреннего рынка. Но необходимоотметить, что сегодня гораздо больший акцент делается не на ограничении импортаи установлении изощренных барьеров (хотя и это имеет место), а настимулировании экспорта и повышении конкурентоспособности экономики.

Внешнеторговая политиканеразрывно связана с внутренней эконо­мической политикой государства. Поэтомуее содержание обусловлено те­ми задачами расширенного воспроизводства, которыестрана решает в рамках своего национального хозяйства. В самой общей формеможно ска­зать, что главной задачей внешнеторговой политики является созданиеблагоприятных внешнеторговых условий для расширенного воспроизвод­ства внутристраны.

Государственноерегулирование внешней торговли осуществляется с помощью широкого круга мер,число которых постоянно растет.

Объясняется это преждевсего тем, что по мере расширения ВЭС то или иной страны требуются все новыеинструменты оптимизации ее участия в меж­дународной специализации, ограждениянациональной экономики от негативного влияния внешних факторов (циклическихспадов, чрезмерных колебаний ва­лютных курсов, недобросовестной конкуренции ит.д.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировомрынке. Меры по регулиро­ванию внешней торговли делятся на следующие 8 категорий:

1.  Таможенный тариф. Импортный таможенный тариф - включаетв себя систематизирован­ный перечень (номенклатуру) ввозимых товаров, методыопределения их та­моженной стоимости и взимания пошлин, механизм введения,изменения или отмены пошлин, правила определения страны происхождения товара.Активная часть импортного таможенного тарифа - ставки таможенных пошлин,являющиеся по своему экономическому значению налогом на ввоз иностранныхтоваров.

2.  К паратарифным мерам относятся прочие платежи, взимаемыепри ввозе ино­странных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги,спе­циальные целевые сборы. Эти меры порой оказывают существенное влия­ние навнешнюю торговлю.

3. Меры контроля за ценами призваны обеспечить защиту национальных интересовпроизводителей. К ним относятся антидемпинговые и компенсационные меры,направленные против экспортных субсидий. Кроме того, для защи­ты некоторыхуязвимых секторов экономики (прежде всего аграрного) мо­гут применятьсяскользящие импортные сборы, цель которых - довести внутреннюю цену товара доопределенного уровня.

4.   Финансовые меры. Для регулирования внешней торговлимогут вводиться особые пра­вила совершения валютных операций.

 5. Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественныеограниче­ния (квоты).

 6. Автоматическое лицензирование. Для ввоза (вывоза) определенных товаров требуетсяполучить установ­ленный документ. Таким образом, осуществляется наблюдение(мониторинг) за торговлей этими товарами. Такое наблюдение не являетсяограничительной мерой, но облегчает введение подобных мер в случаенеобходимости.

 7. Монополия государства. Государство устанавливает свою монополию на торговлюопреде­ленными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.

8.   Технические барьеры включают в себя контроль за импортомна предмет его соответст­вия национальным стандартам безопасности и качества.

Немалую роль в развитиитенденции либерализации торговли сыграло Генеральное соглашение по тарифам иторговле (ГАТТ), которое было под­писано в 1947 году 23 органами, и котороепревратилось в форум для ведения переговоров по тарифным барьерам на многостороннейоснове. Благодаря ГАТТ, в основу регулирования экономических связей были положенытри фундаментальных принципа: равный не дискриминационный режим для всехстран-участниц ГАТТ, снижение пошлин путем проведения многостороннихпереговоров, устранение импортных квот.

С 1 января 1995 годаначала работу всемирная торговая организация (ВТО), которая на протяжении 1995года заменила действующее с послевоенного периода Генеральное соглашение потарифам и торговле (ГАТТ). По сравнению со своим предшественником, у ВТОсуществует больше полномочий и более форматизированная структура. Основнымипринципами ВТО являются принцип наибольшего благоприятствования и принципнационального режима. Членами новой организации стали 125 стран-членов ГАТТпосле ратификации ими Уругвайского раунда всемирных торговых соглашений. Более20 других стран хотели бы присоединиться к ГАТТ/ВТО, в том числе Россия иУкраина.

По правилам ВТО внастоящее время работает практически все мировое сообщество, что обеспечиваетдо 98% мировых товаропотоков. Задача ГАТТ/ВТО обеспечить минимальныеобязательства по степени открытости экономики со стороны всех партнеров Мировойорганизации торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Цивилизационные  измерения экономического развитиясовременного государства

 

 

 Несмотря на существующее разнообразие и многовариантность развития составных частей мирового хозяйства, его будущее развитие будет характеризоваться растущим единством и повышением уровня интегрированности. Будущее мировое хозяйство будет единой системой, интегрированной на глобальной инновационно-информационной и денежной основе. В его развитии будет возрастать роль всеобщих мировых экономических интересов, под которыми мы понимаем глобальные экономические интересы всего человечества. Наряду с этими новыми тенденциями развития мировой экономики происходит ускорение развития производительных сил и дальнейшее усиление взаимозависимости национальных экономик.

Процессы формирования новой глобальной мировой экономики, интенсификация коммуникаций, усиление мировых хозяйственных и гуманитарных связей будут идти параллельно с глобализацией основных проблем и угроз развитию. Критическое обострение и усложнение глобальных проблем диктуют необходимость всестороннего усиления международного сотрудничества на основе согласованного развития глобального мирового хозяйства и создания глобальной универсальной системы всеобщей (всемирной)

Страниц (9):  [1] 2 3 4 5 6 7 8 9


 


Быстрый хостинг
Быстрый хостинг - Скорость современного online бизнеса

 

Яндекс.Метрика

Load MainLink_Second mode.Simple v3.0:
Select now URL.REQUEST_URI: webknow.ru%2Fostalnie_00001.html
Char set: data_second: Try get by Socet: webknow.ru%2Fostalnie_00001.html&d=1
					  

Google

На главную Авиация и космонавтика Административное право
Арбитражный процесс Архитектура Астрология
Астрономия Банковское дело Безопасность жизнедеятельности
Биографии Биология Биология и химия
Ботаника и сельское хозяйство Бухгалтерский учет и аудит Валютные отношения
Ветеринария Военная кафедра География
Геодезия Геология Геополитика
Государство и право Гражданское право и процесс Делопроизводство
Деньги и кредит Естествознание Журналистика
Зоология Издательское дело и полиграфия Инвестиции
Иностранный язык Информатика, программирование Исторические личности
История История техники Кибернетика
Коммуникации и связь Косметология Краткое содержание произведений
Криминалистика Криптология Кулинария
Культура и искусство Культурология Литература и русский язык
Литература зарубежная Логика Логистика
Маркетинг Математика Медицина, здоровье
Международное публичное право Частное право Отношения
Менеджмент Металлургия Москвоведение
Музыка Муниципальное право Налоги
Наука и техника Новейшая история Разное
Педагогика Политология Право
Предпринимательство Промышленность Психология
Психология, педагогика Радиоэлектроника Реклама
Религия и мифология Риторика Сексология
Социология Статистика Страхование
Строительство Схемотехника Таможенная система
Теория государства и права Теория организации Теплотехника
Технология Транспорт Трудовое право
Туризм Уголовное право и процесс Управление
Физика Физкультура и спорт Философия
Финансы Химия Хозяйственное право
Цифровые устройства Экологическое право Экология
Экономика Экономико-математическое моделирование Экономическая география
Экономическая теория Этика Юриспруденция
Языковедение Языкознание, филология

design by BINAR Design