Хостинг от HOST PROM - это надежное место для Ваших проектов !

 


126

.129 .135

.139.146

.147 .148

.150

.157 .166

.168 .171

.178 ,.189

..191 ..192

..197

.200 .207

.209

.210 .215

.220 .224

Глава V. Международная система.......................................

1. Особенности и основные направления системного подхода к анализу международных отношений..........

2. Типы и структуры международных систем...............

3. Законы функционирования и трансформации международных систем ...................................................

Примечания......................................................................

Глава VI. Среда системы международных отношений.........

1. Особенности среды международных отношений ........

2. Социальная среда. Особенности современного этапа мировой цивилизации.........................................................

3. Внесоциальная среда. Роль геополитики в науке

о международных отношениях...........................................

Примечания..........................................................................

Глава VII. Участники международных отношений ....

1. Сущность и роль государства как участника международных отношений......................................

2. Негосударственные участники международных отношений ..................................................................

Примечания................................................................

Глава VIII. Цели и средства участников международных отношений..............................................................................

1. Цели и интересы в международных отношениях .....

2. Средства и стратегии участников международных отношений.........................................................................

3. Особенности силы как средства международных акторов..............................................................................

Примечания......................................................................

Глава IX. Проблема правового регулирования международных отношений .................................................

1. Исторические формы и особенности регулятивной роли международного права............................................

2. Основные принципы международного права............

3. Взаимодействие права и морали в международных отношениях .......................................................................

Примечания.......................................................................

316

Глава Х. Этическое измерение международных отношений.................................................................................

1. Многообразие трактовок международной морали.......

2. Основные императивы международной морали ..........

3. О действенности моральных норм в международных отношениях ..........................................................................

Примечания..........................................................................

Глава XI. Конфликты и сотрудничество в международных отношениях ...............................................................................

1. Основные подходы к исследованию международных конфликтов...........................................................................

2. Содержание и формы международного сотрудничества.....................................................................

Примечания..........................................................................

Глава XII. Международный порядок..................................

1. Понятие международного порядка............................

2. Исторические типы международного порядка.........

3. Послевоенный международный порядок..................

4. Особенности современного этапа международного порядка..............................................................................

Примечания......................................................................

Приложение (тесты).............................................................

ЦЫГАНКОВ Павел АфанасьевичМЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Учебное пособие

Редактор В. И. Михалевская Корректор Н.В. Козлова Компьютерная верстка А.М. Быковской

Лицензия ЛР № 061967 от 28.12.92. Подписано к печати 21.10.96. Формат 60х90/16. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. печ. л. 20. Тираж 10000 экз. Заказ 1733.

Издательство «Новая школа» 123308, Москва, Проспект Маршала Жукова, 2

Отпечатано с готового оригинал-макета в АООТ «Ярославский полиграфкомбинат». 150049, г. Ярославль, ул. Свободы, 97.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Международные отношения издавна занималисущественное место в жизни любого государства, общества и отдельного чело­века.Происхождение наций, образование межгосударственных границ, формирование иизменение политических режимов, ста­новление различных социальных институтов,обогащение куль­тур, развитие искусства, науки, технического прогресса и эффек­тивнойэкономики тесно связаны с торговыми, финансовыми, культурными и иными обменами,межгосударственными союза­ми, дипломатическими контактами и иными обменами,межгосу­дарственными союзами, дипломатическими контактами и воен­нымиконфликтами — или, иначе говоря, с международными от­ношениями. Их значениевозрастает еще больше в наши дни, когда все страны вплетены в плотную, разветвленнуюсеть мно­гообразных взаимодействий, влияющих на объемы и характер про­изводства,виды создаваемых товаров и цены на них, на стандар­ты потребления, на ценностии идеалы людей,

Окончание «холодной войны» и распад «мировой социалис­тическойсистемы», выход на международную арену бывших со­ветских республик в качествесамостоятельных государств, поис­ки новой Россией своего места в мире,определение ее внешне­политических приоритетов, переформулирование национальныхинтересов — все эти и многие другие обстоятельства междуна­родной жизниоказывают непосредственное влияние на повсед­невное существование людей исудьбы россиян, на настоящее и будущее нашей страны, ее ближайшее окружение и,в известном смысле, на судьбы человечества в целом.

В свете сказанного становится понятно, что в наши днирезко возрастает объективная необходимость в теоретическом осмыс­лениимеждународных отношений, в анализе происходящих здесь изменений и ихпоследствий и, не в последнюю очередь, в рас-

ширении и углублении соответствующей тематики вобщегума­нитарной подготовке студентов.

Какучебная дисциплина «Международные отношения»1 впер­вые появляется вуниверситетах США и Великобритании после Первой мировой войны, когда возникаютпервые исследователь­ские центры и университетские кафедры. Тогда же появляютсяи первые программы соответствующих учебных курсов, в которых обобщаются иизлагаются результаты нового научного направле­ния. Новый импульс в своемразвитии Международные отноше­ния получили после Второй мировой войны. Лидирующиепози­ции США на мировой арене, убежденность политической элиты страны вответственности Америки за судьбы международного порядка вызывали в нейпотребность осмыслить глубинные кор­ни разрушительных международных конфликтовс целью их не­допущения в будущем, найти пути мирного разрешения спорныхвопросов в отношениях между государствами, повысить роль меж­правительственныхорганизаций в достижении коллективной без­опасности и, конечно, надежнозащитить свои национальные интересы в условиях быстро меняющегосямеждународного ок­ружения. В такой обстановке крупные средства, выделяемые наизучение международных проблем, в сочетании с гибкой универ­ситетской системойпревратили США в крупнейший научный центр по исследованию мировой политики имеждународных от­ношений. Благодаря работам таких ученых как Эдвард Карр,Николае Спайкмен, Рейнхольд Нибур и особенно Ганс Морген-тау (который в 1948 г.издал свой главный труд «Политические отношения между нациями. Борьба за властьи мир»), в социаль­ных науках прочно утверждается относительно самостоятельноенаправление, изучающее международные реалии. Сегодня, по различным оценкам, от80 до 85% всей мировой литературы по Международным отношениям издается в США2,что отчасти дает основание квалифицировать эту дисциплину как «as American as an applepie»3. Вместе с тем, впоследнее время Международные отношения достаточно интенсивно развиваются и вЕвропе, в

' Здесь и далеепод «Международными отношениями» понимается соответствующая наука и учебнаядисциплина. В свою очередь, для обозначения объекта данной науки и учебнойдисциплины используется термин «международные отношения».

2 Это не означает, что всеавторы публикуемых в США работ — американские граждане. Здесь ситуацияполностью соответствует тому положению, которое су­ществует в политическойнауке в целом (см. об этом: Хрусталев М.А. Теория политики и политическийанализ. Учебное пособие. М., МГИМО, 1992, с. 3—4).

3 См. Korani B. Analyse des relations intemationales. Approches, concepts et donees. Montreal, 1987, p. X.

частности в Англии,где эта дисциплина имеет прочные тради­ции, во Франции и других странах.

В нашей стране судьба Международныхотношений, как и социальных наук в целом, была достаточно сложной. С однойстороны, учитывая потребность государства опираться на науч­ные подходы припланировании международно-политических акций и принятии соответствующихрешений, власть была вы­нуждена создать и терпеть существование в рамкахАкадемии наук специализированных исследовательских центров — таких, как, например,Институт мировой экономики и международных от­ношений или Институт экономикимировой системы социализ­ма. С другой стороны, бдительный контроль за«идеологической чистотой» научного поиска и стремление «оградить» граждан от«опасности проникновения буржуазного влияния» зачастую фак­тически сводили этотпоиск на нет. Основным жанром, в рамках которого результаты научныхисследований находили свой вы­ход, были «аналитические записки в инстанции», атакже закры­тые публикации системы институтов, существовавших при ЦК КПСС, КГБи т.п. Что касается Международных отношений как учебной дисциплины, то еепреподавание велось только в полу­закрытых «ведомственных» институтах типаМГИМО.

С 90-х годовположение начинает меняться. Коренные соци­ально-политические изменения встране породили настоятель­ный «социальный заказ» на разработку научной базы врешении таких задач, как эффективная политическая социализация общес­тва,повышение уровня политической культуры и политического участия граждан.Появляются как переводные, так и отечествен­ные труды по проблемам политическойнауки, переориентиру­ются многие из ранее существовавших периодических изданийпо общественным наукам, возникают новые научные и публи­цистические журналыполитологического профиля. Введение по-литологии в программы высших учебныхзаведений стимулиро­вало подготовку соответствующих учебников и учебныхпособий. И пусть не во всем это проходило гладко, в целом можно сказать, что закороткий промежуток времени появляются признаки зарож­дения вполне состоятельнойдифференцирующейся отечественной политологической школы, интегрирующейся вмеждународное научное сообщество, отражающей как достижения мировой на­учноймысли, так и российские политические проблемы и задачи.

В то же времясказанное относится в большей мере к такому разделу политологии, которыйизучает «внутриполитические» ре­алии. Что же касается Международных отношений,то здесь сло­жилось несколько иное положение. В настоящее время в стране

существует множествоцентров международно-политических ис­следований. Однако их разобщенные усилия вбольшинстве сво­ем направлены на выполнение сиюминутных заказов и прогно­зовконъюнктурного характера и, чаще всего, далеки от разработ­ки фундаментальныхпроблем Международных отношений. Син­теза результатов подобных исследований, ихтеоретического обоб­щения не происходит еще и потому, что в большинстве отечест­венныхвузов, в отличие от университетов «дальнего зарубежья», Международные отношенияне стали самостоятельным предме­том изучения, что, безусловно, сужает рыноксоответствующей научной и, особенно, учебной^ литературы по Международнымотношениям. Одновременно, несмотря на требования Государ­ственногообразовательного стандарта высшего профессиональ­ного образования пополитологии, включающего в качестве са­мостоятельного раздел «Мировая политикаи международные от­ношения», в существующей учебной литературе по политологииМеждународные отношения либо «блистательно отсутствуют», либо наличествуютчисто формально, в виде необязательного до­веска, зачастую во многомдиссонирующего или же слабо корел-лирующего с основным содержанием учебников.Существующие же попытки «вписать» Международные отношения в общий кон­текстполитической науки носят изолированный характер и ре­шают совершенно иныезадачи.

В этой связи основная цельпредлагаемого вниманию читате­ля учебного пособия состоит в том, чтобы отчастизаполнить тот пробел, который существует в данной области учебно-методи­ческойлитературы по политической науке. Представляя собой переработанное издание «Политическойсоциологии международ­ных отношений», оно призвано способствовать решению техже задач: обобщению и систематизации наиболее устоявшихся по­ложений и выводов,имеющихся в мировой теоретической и учеб­но-методической литературе омеждународных отношениях; оз­накомлению студентов как с основными понятиямиМеждуна­родных отношений, так и с наиболее известными теоретически­минаправлениями этой дисциплины и их представителями; ока­занию помощи вформировании первичного представления о со­временном уровне разработки этойдисциплины в нашей стране и за рубежом; освещению ее наиболее заметныхдостижений и проблем. В итоге студент должен получить тот теоретическийинструментарий, используя который, он сможет самостоятельно разбираться всложных переплетениях взаимодействий государств и их союзов,межправительственных и неправительственных ор­

ганизаций,многообразных частных субъектов; научиться выра­батывать обоснованноепредставление о потенциале участников международных отношений, их целях,средствах, стратегиях и т.п. В свою очередь, это позволит ему лучше понятьместо России в современном мире, ориентироваться в ее национальных интере­сах,оценивать международно-политическую деятельность различ­ных институциональных инеинституциональных социальных общностей.

Вместе с тем в работу внесен ряд существенных изменений и дополнений. Оникасаются прежде всего приближения ее содер­жания к Государственномуобразовательному стандарту по поли­тологии. Поэтому книга адресуется всем,изучающим политичес­кую науку как общеобразовательную дисциплину. Одновремен­ноона будет полезна и студентам, специализирующимся в облас­ти Международныхотношений. В настоящее время это не толь­ко студенты МГИМО, но и факультетов,отделений и кафедр международных отношений Санкт-Петербургского, Казанского,Томского, Московского и ряда других университетов.

Структурно работа построена следующим образом. Первая глава носит вводныйхарактер и призвана познакомить с основны­ми парадигмами и теоретическимишколами в науке о междуна­родных отношениях. Следующие три главы даютпредставление о методологических основаниях Международных отношений. В V—VIII главах раскрываютсяструктурные, а в IX—XI — функци­ональные аспекты международных отношений.Заключительная глава посвящена рассмотрению проблем международного порядка.

Наконец, в Приложении предлагаются тесты, охватывающие все основные темыучебника. Они могут использоваться как сту­дентами — для самопроверки в ходеработы над учебником, так и преподавателями — для контроля знаний студентов. Будучирас­печатанными и розданными студентам, тесты могут быть запол­нены ими за15—20 минут не только в процессе семинарского занятия, но, при необходимости, иво время лекции. Имеющийся в этом отношении опыт убеждает, что они являютсяэффектив­ным методом не только контроля знаний студентов, но и препо­давания. Вто же время следует подчеркнуть, что тесты имеют по меньшей мере двасущественных ограничения. Во-первых, они (за небольшим исключением) требуют отстудентов знания мате­риалов уиебника и не рассчитаны на выявление их эрудициии компетентности, выходящих за эти рамки. Во-вторых, как и при всякойформализации, ряд вопросов построен таким образом, что оценка ответов (так жеформальных) на них может быть весьма

приблизительной1. Думается, однако, что этиограничения, кото­рые, разумеется, могут рассматриваться как недостатки тестов,не являются препятствием для их использования. Их основное преимущество состоит в том, что уже сам процесс ответа на по­ставленные в них вопросы, — в ходе которого даже слабоподго­товленный студент встречается с основными понятиями Между­народных отношений, с тем контекстом в котором они поставле­ны и т.п., — представляет собой самостоятельный элемент обуче­ния, дополняющий традиционные лекции и семинарские заня­тия. С другой стороны, преподаватель может усовершенствовать предлагаемые тесты или же придумать на их основе новые.

Автор выражает искреннюю благодарность профессору Ива­ну Георгиевичу Тюлину, профессору Александру Сергеевичу Па-нарину, профессору Валерию Ивановичу Коваленко, замечания которых помогли при доработке настоящего издания.

' Шкалу оценок преподаватель выбирает по своему усмотрению. 10

Глава

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕИСТОКИ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Международные отношения — составнаячасть науки, вклю­чающей дипломатическую историю, международное право, ми­ровуюэкономику, военную стратегию и множество других дис­циплин, которые изучаютразличные аспекты единого для них объекта. Особое значение имеет для нее«теория международных отношений», под которой, в данном случае, мы понимаемсово­купность множественных концептуальных обобщений, представ­ленныхполемизирующими между собой теоретическими школа­ми и составляющих предметноеполе относительно автономной дисциплины. В этом смысле «теория международныхотноше­ний», как подчеркивает Стэнли Хоффманн (1), является одно­временно иочень старой, и очень молодой. Уже в древние вре­мена политическая философия иистория ставили вопросы о при­чинах конфликтов и войн, о средствах и способахдостижения порядка и мира между народами, о правилах их взаимодействия и т.п.,— и поэтому она является старой. Но в то же время она является и молодой — каксистематическое изучение наблюдае­мых феноменов, призванное выявить основныедетерминанты, объяснить поведение, раскрыть типичное, повторяющееся во вза­имодействиимеждународных акторов. Такое изучение относится, главным образом, к межвоенномупериоду. И лишь после 1945 года «теория международных отношений» начинаетдействительно освобождаться от «удушения» историей и от «задавленности» юри­дическойнаукой. Фактически, в этот же период появляются и первые попытки ее«социологизации», которые впоследствии (в конце пятидесятых — началешестидесятых годов) привели к ста-

11

новлению (впрочемпродолжающемуся и в наши дни) социоло­гии международных отношений какотносительно самостоятель­ной дисциплины.

Исходя из сказанного, осмыслениетеоретических источни­ков и концептуальных оснований Международных отношенийпредполагает обращение к взглядам предшественников современ­ноймеждународно-политической науки, рассмотрение наиболее влиятельных сегоднятеоретических школ и направлений, а так­же анализ нынешнего состояниясоциологии международных от­ношений.

1.Международные отношения в истории социально-политической мысли

Одним из первыхписьменных источников, содержащих глу­бокий анализ отношений между сувереннымиполитическими единицами, стала написанная более двух тысяч лет назад Фуки-дидом(471—401 до н.э.) «История Пелопонесской войны в вось­ми книгах». Многиеположения и выводы древнегреческого ис­торика не утратили своего значения донаших дней", подтвердив тем самъш его слова о том, что составленный имтруд — «не столько предмет состязания для временных слушателей, сколькодостояние на веки» (2). Задавшись вопросом о причинах много­летней иизнурительной войны между афинянами и лакедемоня­нами, историк обращаетвнимание на то, что это были наиболее могущественные и процветающие народы,каждый из которых главенствовал над своими союзниками. При этом он подчерки­вал,что «...со времени мидийских войн и до последней они не переставали томириться, то воевать между собою или с отпадав­шими союзниками, причемсовершенствовались в военном деле, изощрялись среди опасностей и становилисьискуснее» (см.: там же, с. 18). Поскольку оба могущественных государствапреврати­лись в своего рода империи, постольку усиление одного из них как быобрекало их на продолжение этого пути, подталкивая к стремлению подчинить себевсе свое окружение, с тем, чтобы поддержать свой престиж и влияние. В своюочередь, другая «им­перия», так же как и менее крупные города-государства,испыты­вая растущие страх и беспокойство перед таким усилением, при­нимает мерык укреплению своей обороны, втягиваясь тем са­мым в конфликтный цикл, который вконечном итоге неизбежно выливается в войну. Вот почему фукидид с самого началаотде-

12

ляет причиныПелопонесской войны от многообразных поводов к ней: «Причина самаядействительная, хотя на словах наиболее сокрытая, состоит по моему мнению, втом, что афиняне своим усилением внушали страх лакедемонянам и тем привели их квой­не» (см.: там же, с. 24).

Фукидид говорит не только о господстве силы в отношениях между сувереннымиполитическими единицами. В его работе можно найти упоминание и об интересахгосударства, а также о приоритетности этих интересов над интересами отдельнойлич­ности (см.: там же, с. 91;T.II, 60). Тем самым он стал, в извест­ном смысле, родоначальникомодного из наиболее влиятельных направлений в более поздних представлениях и всовременной науке о международных отношениях.

В дальнейшем это направление, получившее название клас­сического или традиционного, было представлено во взглядах Ни-колло Макиавелли (1469—1527), Томаса Гоббса (1588—1679), Эме-рика де Ваттеля (1714—1767) и других мыслителей, приобретя на­иболее законченную форму в работе немецкого генерала Карла фон Клаузевица (1780—1831).

Так, Т. Гоббс исходит из того, что человек по своей приро­де — существо эгоистическое. В нем скрыто непреходящее жела­ние власти. Поскольку же люди от природы не равны в своих способностях, постольку их соперничество, взаимное недоверие, стремление к обладанию материальными благами, престижем или славой ведут к постоянной «войне всех против всех и каждого против каждого», которая представляет собой естественное со­стояние человеческих взаимоотношений. Для того, чтобы избе­жать взаимного истребления в этой войне, люди приходят к не­обходимости заключения общественного договора, результатом которого становится государство—Левиафан. Это происходит пу­тем добровольной передачи людьми государству своих прав и сво­бод в обмен на

Страниц (20):  [1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ...last>>


 


Быстрый хостинг
Быстрый хостинг - Скорость современного online бизнеса

 

Яндекс.Метрика

Load MainLink_Second mode.Simple v3.0:
Select now URL.REQUEST_URI: webknow.ru%2Fotnoshenija_00002.html
Char set: data_second: Try get by Socet: webknow.ru%2Fotnoshenija_00002.html&d=1
					  

Google

На главную Авиация и космонавтика Административное право
Арбитражный процесс Архитектура Астрология
Астрономия Банковское дело Безопасность жизнедеятельности
Биографии Биология Биология и химия
Ботаника и сельское хозяйство Бухгалтерский учет и аудит Валютные отношения
Ветеринария Военная кафедра География
Геодезия Геология Геополитика
Государство и право Гражданское право и процесс Делопроизводство
Деньги и кредит Естествознание Журналистика
Зоология Издательское дело и полиграфия Инвестиции
Иностранный язык Информатика, программирование Исторические личности
История История техники Кибернетика
Коммуникации и связь Косметология Краткое содержание произведений
Криминалистика Криптология Кулинария
Культура и искусство Культурология Литература и русский язык
Литература зарубежная Логика Логистика
Маркетинг Математика Медицина, здоровье
Международное публичное право Частное право Отношения
Менеджмент Металлургия Москвоведение
Музыка Муниципальное право Налоги
Наука и техника Новейшая история Разное
Педагогика Политология Право
Предпринимательство Промышленность Психология
Психология, педагогика Радиоэлектроника Реклама
Религия и мифология Риторика Сексология
Социология Статистика Страхование
Строительство Схемотехника Таможенная система
Теория государства и права Теория организации Теплотехника
Технология Транспорт Трудовое право
Туризм Уголовное право и процесс Управление
Физика Физкультура и спорт Философия
Финансы Химия Хозяйственное право
Цифровые устройства Экологическое право Экология
Экономика Экономико-математическое моделирование Экономическая география
Экономическая теория Этика Юриспруденция
Языковедение Языкознание, филология

design by BINAR Design