Хостинг от HOST PROM - это надежное место для Ваших проектов !

 


 «Знание без любви есть зимнее солнце,которое не оживляет и не возвращает.Итак, аще кто учится, аще учит,с любовию сие да творит».

Архиепископ Феофан Полтавский

Введение

Когда речь заходит овоспитании, педагогике, то сталкиваешься с таким фактом: большинство людейсчитает себя в этой области крупными специалистами. Им кажется, что их личный,субъективный опыт для этого вполне достаточен, хотя в лучшем случае онипрочитали лишь несколько популярных педагогических брошюр.

На самом деле перед намиглубокое и опасное заблуждение. Так воспитывать детей не менее опасно, чемлечить людей по адаптированному домашнему лечебнику. Заболевает человек — и егоначинают со "знанием дела" пичкать лекарствами, а потом, когдаположение больного резко ухудшается, бегут за врачом или вызывают"неотложку". Но в процессе воспитания все обстоит гораздо сложнее,так как результаты некомпетентного вмешательства проявятся не сразу, а спустямного лет, когда исправить ошибку уже очень трудно, если вообще возможно.

Либеральные реформы, начатыев нашей стране более десяти лет назад, затронули все области нашей жизни, в томчисле и сферу воспитания и образования. Реформаторы прекрасно осознают, что ихбудущее во многом зависит от того, какую систему ценностей удастся привитьподрастающему поколению.

Незадолго до"перестройки", в отечественной педагогике начало распространятьсядовольно странное явление — новаторство. Продолжается оно и по сей день подназванием "авторская педагогика". Звучит вроде бы красиво. Кто жебудет оспаривать ценность новаторства? — Оно необходимо в любом деле. Но подлинноеобновление возможно лишь при условии, если оно опирается на традицию. Тогдамы имеем дело с "творческим традиционализмом". Если же идеейобновления, новаторства прикрываются те, кто преследуют цель девальвироватьмноговековой духовно- нравственный опыт народа, его предание-традицию, то этоуже совсем другое дело.

Можно ли педагогику безХриста вообще считать педагогикой? На этот вопрос блестяще отвечает К.Д.Ушинский: «...Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая —безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади ибез результатов впереди».

Из этих слов явствует, скольвелики роль и цена православного воспитания и православной педагогики вообще. Унее нет альтернативы. Либо православная педагогика, стоящая на адамантовомфундаменте церковного учения, либо безответственное и злонамеренноеэкспериментирование с детьми, основанное на духе отрицания и пустоте, т.е.нигилизме. Третьего не дано. Отсюда очевидна мера ответственности православногосвященника, который по своей природе не только служитель алтаря и проповедник,но и учитель.

О просветительской,воспитательной роли православного духовенства замечательные слова находим уА.С. Пушкина в его «Заметках по русской истории XVIII в.»: «...Греческоевероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальныйхарактер. В России влияние духовенства столь же благотворно, сколько пагубно вземлях римско- католических...»

От священнослужителейсегодня напрямую зависит, будет ли православное воспитание играть в обществезаметную роль или нет. И ни один священник не имеет права говорить, что я,дескать, не педагог, у меня другое служение. К сожалению, не все священникипонимают важность и свою ответственность в процессе воспитания детей.

В XIX веке К.Д. Ушинскийговорил о том, что «прежде всего и более всего наше народное воспитаниенуждается в людях, способных к этому великому делу, нуждается в народныхучителях...». Еще актуальнее это звучит сегодня. Поэтому каждыйсвященнослужитель обязан задать себе вопрос: если не я, то кто? — Ответ будеточень жестким: если не ты, то нигилист-сатанист!

Так называемый дух времени,современный научно-технический прогресс делают все возможное, чтобы исключитьсамопознание человека, не дать ему углубиться в самого себя, прийти к себе, ксвоему духовному центру, то есть стать личностью. Здесь необходимо заметить,что на католическо-протестантском Западе тоже употребляется термин"личность", но означает он совсем не то, что на православном Востоке.

На Западе под личностьюподразумевается индивид, стремящийся к независимости (автономности) от Бога ипо возможности от людей. Индивид — это крайний эгоист, то есть человек внешний.Православная Церковь учит, что личность характеризуется, прежде всего,соборностью сознания и способностью пожертвовать всем и даже самой жизнью радиБога и ближнего. Личность есть "внутренний человек", раскрывающийся вжертвенной любви. «Всякий человек за всех и за вся виноват», — говорит старецЗосима в «Братьях Карамазовых». Дух и смысл соборности замечательно переданы встихотворении К.Р. (Великого князя Константина Константиновича Романова)«Молитва»:

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всемпомышленьем.

Чтоб и душу Тебе посвятить,

И всю жизнь с каждым сердцабиеньем...

Всех, которых пришелискупить

Ты Своею Пречистою кровью,

Безкорыстной, глубокойлюбовью

Научи меня, Боже, любить.

К сожалению, за более чемдесятилетний период либеральных реформ в нашей стране, индивидуалистическоемиропонимание охватило значительную часть общества. Можно приводить множествопримеров. Вот один из недавних. Во всем "цивилизованном" миреразвивается так называемое "движение феминизма", современного видаженской эмансипации. Суть этого движения не сложна: освобождение женщины отоков семьи, христианской морали и уравнение ее в правах с мужчиной. Недавнобыло опубликовано интервью с одной из лидеров феминистского движения в России.В этом интервью она, в частности, рассказывала о своих родителях. Ее отецработал преподавателем марксистской философии в Москве. Во время одной изсталинских чисток он был сослан на поселение в Муром. Его жена (матьфеминистки), бросив диссертацию, не раздумывая, поехала за своим мужем. Навопрос корреспондента: «А вы бы поехали?» эмансипированная дама ответила:«Никогда в жизни. У человека есть собственная биография, она не должназаключаться в том, чтобы быть приложением к мужчине. И как можно с Арбата вМуром?» Для нее нравственный поступок матери, ее супружеская верность не тольконе пример, она это прямо осуждает. Вот психология атомизированногоиндивида-отщепенца. В этой связи на память приходит древняя индийская мудрость:«Если хочешь уничтожить род — разврати женщину этого рода».

У современного человекаостается все меньше времени и возможностей на раскрытие в себе"внутреннего человека" и подчинение ему "внешнего".Напротив, все делается для того, чтобы внешний человек, безразличный кнравственности, подчинил себе, точнее подавил в себе нравственную личность.Внешнему человеку противопоказана нравственная рефлексия, являющаясяхарактерной особенностью души, живущей по закону обратной перспективы. Внешнийчеловек живет по закону прямой перспективы, для него задуматься — означаетпотерять все. Он существует по принципу, очень точно подмеченному однимсовременным поэтом: «Тот, кто задумался, пропал...». Поэтому внешний человекдолжен быть все время в материальном движении, любая остановка причиняет емунестерпимую душевную боль. Эта боль могла бы быть спасительной для человека,потому что без нее нельзя обрести смысл жизни. И вот несчастный внешний человекзагоняет себя в полный тупик, поскольку нравственной боли, страдания он боится,а от безудержного, как бы "спасительного" веселья, в конце концов,впадает в отчаяние. По этому поводу находим очень точные слова у Г.К.Честертона: «Отчаяние приходит не тогда, когда ты пресытился страданием, акогда ты пресытился весельем».

Говоря о педагогике, нельзяне обратить внимания на глубинную связь воспитания с изначальным планом Бога очеловеке и мире. Согласно церковному учению, Бог сотворил человека по СвоемуОбразу и Подобию. Человек-Адам должен был постоянно совершенствоваться,уподобляться Богу, для того чтобы стать Сыном Божиим по благодати, поскольку,по словам преподобного Симеона Нового Богослова, «Адам был создан с телом,однако вещественным, а не духовным еще...».

Иными словами, человекдолжен, сохраняя покорность и верность Богу и Его заповеди, воспитываться, то есть питаться Благодатью Святого Духа, свободно восходить от силы в силу, «обоживаться» и в результате получить дар Богосыновства. Поскольку человек поставлен господином над всей земной тварью, то ему, по плану Божьего домостроительства, вменялось в обязанность воспитывать, то есть питать и облагораживать земной мир во всем разнообразии его растительных и животных форм.

Через обожение человека произойдет и обожение всего тварного мира, который человек вернет Богу как дар. Но человек, нарушив заповедь Божию, впал в грех непослушания Богу и свое задание не выполнил. Произошел разрыв сыновних отношений человека с Богом-Отцом, и как следствие — деформировались все отношения человека с тварным миром. Но, по неизреченному милосердию Божиему, по Его безконечной любви, в мир пришел Спаситель, чтобы примирить нас с Богом.

План Божьего домостроительства снова стал актуальным для человека, поскольку обожение, стяжание Благодати Святого Духа, снова стало возможным. Как сказал преп. Симеон Новый Богослов, «...Бог всего сущего, Господь наш Иисус Христос сошел на землю и соделался человеком для того, чтобы воссоздать и обновить человека и низвести благословение на всю тварь, подвергшуюся проклятию за человека».

Для православного воспитания эти святоотеческие слова имеют огромное методологическое значение. Удивительно перекликается со Святыми Отцами К.Д. Ушинский: «Слово "воспитание" прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно и к историческим обществам, племенам и народам, то есть к организмам всякого рода...», то есть, добавим мы, к "живой жизни" — от человека до "клейких листочков". Иначе говоря, воспитание носит универсальный характер и, выражаясь современным научным языком, педагогика должна руководствоваться системным подходом. Следовательно, человек как воспитатель обязан печься, заботиться обо всем мире и за всё нести полную ответственность («всякий человек за всех и за вся виноват»). Один французский писатель как-то сказал, что мы в ответе за тех, кого приручили. Исходя из сказанного, следует практический вывод о том, что православный педагог ни на минуту не должен забывать об огромном количестве постоянно изменяющихся факторов, влияющих на воспитательный процесс в целом и на каждого ребенка в отдельности. Как показывает опыт, сильнейшее воспитательное воздействие оказывает на человека географический фактор (вмещающий ландшафт, природу, климат и т.п.), экономический и социальный факторы, духовный фактор (религия, идеология, культура), коммуникативный фактор (язык народа и другие способы общения и передачи информации). То есть человек как предмет воспитания предстает перед православными педагогами в совокупности сложнейших и разностороннейших отношений как с материальным, так и с духовным мирами.

Педагог тем больше преуспеет в своем деле, чем больше выявит системных связей в предмете воспитания. Системный подход не только не противоречит учению Церкви, но, напротив, еще раз подтверждает его истинность, особенно когда речь идет о соборности, предполагающей охват всей ойкумены (вселенной).

Одна из важнейших связей человека с окружающим миром — связь с родной землей. Без нее самый широкий системный подход будет неполным. Есть хорошая поговорка: «Что русскому здорово, то немцу — смерть». Столь же справедливо она будет звучать и наоборот. Не то чтобы иноземные заимствования вообще всегда невозможны или вредны. В чисто технической сфере они порой даже необходимы. Но когда мы говорим о человеческой душе и ее воспитании, то совершенно очевидно, что педагогические рецепты могут вырабатываться, только исходя из национального многовекового опыта. [1]

История педагогической мысли

История мировой педагогической мысли

Начало нашей эры стало свидетелем глубочайших кризисов античного мира. Огромная Римская Империя перестала выдер­живать свою собственную тяжесть. Кризисы III и V вв. привели к ее исчезновению на Западе и к превращению к VII в. Восточной Римской Империи в Византию. С крушением Западной Римской Империи в 476 г. отмечено начало эпохи Средних веков, которая длилась вплоть до XV в.

Античная система образования строилась на идеях рацио­нальности и гражданственности личности, примата обществен­ного начала, на идеях развития личности и знания как доброде­тели. Основой педагогики была полисная идеология - идеология гражданской общины-государства (полиса) как коллектива более или менее равноправных свободных граждан, связанных общими обязанностями по отношению к государству. Культура полиса была более устной, нежели письменной, поэтому в центр обра­зовательного процесса ставились искусство красноречия (рито­рика) и искусство правильного сочетания слов (по форме - грамматика, по содержанию - диалектика, т. е. логика и филосо­фия). В позднем Риме существовали три этапа обучения, выра­жавшиеся в наличии трех видов школ: школы литераторов (т. е. "грамотников"), обучавших начальным навыкам письма, чтения и счета; школы грамматиков и школы риторов, обучавших риторике, диалектике и философии. Системой этих школ форми­ровалась направленная на практическое решение проблем внеш­него мира личность, воплощавшая собой античный вариант так называемой культуры стыда, т. е. культуры, где личность в своем поведении более ориентирована на мнение сограждан (в том числе и из своего рода), чем на внутренние психологические переживания, в большей степени нацелена на наблюдение природы и общества, чем на интроспекцию потаенных помеще­ний своей внутренней сущности. Активная направленность ан­тичного человека на внешний мир и действие в нем и с ним выразились визуально в прекрасных городах и статуях, в эстетике театра и в эпической поэзии, в рассуждениях философов и в речах ораторов, в публичном характере жизни.

Но в это же время в ближневосточных провинциях Римской Империи - там, где частью римский и - более - греческий Запад встречается с Востоком, - шла подспудная активная деятель­ность очень странных для римлян умственных течений, возмуща­ющих и будоражащих их. Эти умственные течения вырастали на основе контакта восточных систем образования с некоторыми западными понятиями и идеями. Сторонники иранского Бога Митры или Христа, Ахура-Мазды или гносиса как тайного знания, Исиды или Яхве смущали мир античной классики либо своей экстатической оргиастичностью, либо потаенностью и внутренней душевной работой, но в любом случае - независи­мостью от полиса, государства и императорского культа.

"Чистый" Восток - это культура писца и культура сакрально­го знака и текста, божественного как по смыслу, так и по форме (божественное - материально). Развитие этой системы, но уже на новом уровне, мы видим в ближневосточной педагогике иудаиз­ма. В ней все было проникнуто высоким смыслом, идущим от внутреннего осмысления ритуала. Внутренним символическим значением, связью с Богом наполнены все ситуации обучения. Семейный мир - одна из основных педагогических сред в иудаизме - мыслится оградой безбрежному хаосу беспорядка и порока, поднимается на высоту храма, а храм "опускается" на уровень дома и школы. Высшее назначение наставления - воспитание и совершенствование ума и переплавление его с помощью здравого смысла и сердечной работы в мудрость. Постоянное учение, поиск мудрости в Священных Книгах и в Боге стали религиозным категорическим требованием. Человек, который не учится, пренебрегает Богом. Свят мудрец, достигший высот божественной науки. Тот же, "кто не учится - на смерть обречен" (Авот, 1, 13). Человек иудаизма (да и христианства тоже) - это "человек учащийся".

Объединение ближневосточной педагогики с греческой ло­гико-философской образованностью породило раннехристианс­кую культуру. Педагогика библейского религиозного откровения и человека как единства духа и плоти объединилась с триадой понятий греческой философии "тело - душа - ум", породив в результате христианское понимание человека как противоречи­вого соединения тела (плотское), души (психическое) и духа (божественное). Античное противопоставление низменной инерт­ной материи божественному разуму было преодолено христиан­ством через умаление Бога до человеческой греховности (вопло­щением, страстями и смертью Иисуса) и возвышением этой греховности до Бога: мир - Божье творение для человека. Христос воспринимается как Педагог и одновременно как Отец (более значимый, чем физический глава римской фамилии) и как Ходатай за воспитуемого. Воспитание есть подражание учителей и учеников Христу. Образование - прояснение Истины, обучение ее истолкованию, языку знаков, возвещающих божественную Истину. Ее постижение преображает человека изнутри, просвет­ляет, просвещает его. Если античная образовательная модель направлена на достижение новых результатов в поисках истины, то средневековое христианское образование - это именно прояс­нение и истолкование уже явленной и открытой людям Истины, ее познание через обучение.

Христианская  педагогика обращена вовнутрь человека  - этим она противоположна античной системе образования. Именно эта сторона привлекала к себе римлян в период упадка Империи. Традиционное классическое образование стало ощущаться недо­статочным. Рушились государственные устои, разваливалась сис­тема управления, расстраивались финансы, рушилась мораль. В человеке утрачивались привычные связи внутреннего и внешне­го мира. Человеку недоставало внутренней наполненности, и он уходил в ученики и приверженцы тайных мистических сект и культов.

Постепенно главным оппозиционным императорскому культу течением стало христианство. После безуспешной борьбы с ним в 313 г. ему был дарован статус официальной религии.

Первоначально христианство полагало лишним учить детей мирским знаниям, ибо близко спасение людей всех возрастов - тех из них, кто этого и так заслуживает. Но потом, с расширением христианских общин и популяризацией движения, христиане оказались перед необходимостью открытия церковных школ. Первоначально это были школы для тех, кто готовился к креще­нию (катехуменов). Суда поступали люди, уже получившие ка­кое-то светское образование и потому не требовавшие обучения иным предметам, кроме необходимых для принятия таинства крещения, таинства христианского рождения. Обучение и воспи­тание в этих школах заключалось в научении праведным поискам Бога и личностному взаимодействию с

Страниц (19):  [1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ...last>>


 


Быстрый хостинг
Быстрый хостинг - Скорость современного online бизнеса

 

Яндекс.Метрика

Load MainLink_Second mode.Simple v3.0:
Select now URL.REQUEST_URI: webknow.ru%2Fpedagogika_00000.html
Char set: data_second: Try get by Socet: webknow.ru%2Fpedagogika_00000.html&d=1
					  

Google

На главную Авиация и космонавтика Административное право
Арбитражный процесс Архитектура Астрология
Астрономия Банковское дело Безопасность жизнедеятельности
Биографии Биология Биология и химия
Ботаника и сельское хозяйство Бухгалтерский учет и аудит Валютные отношения
Ветеринария Военная кафедра География
Геодезия Геология Геополитика
Государство и право Гражданское право и процесс Делопроизводство
Деньги и кредит Естествознание Журналистика
Зоология Издательское дело и полиграфия Инвестиции
Иностранный язык Информатика, программирование Исторические личности
История История техники Кибернетика
Коммуникации и связь Косметология Краткое содержание произведений
Криминалистика Криптология Кулинария
Культура и искусство Культурология Литература и русский язык
Литература зарубежная Логика Логистика
Маркетинг Математика Медицина, здоровье
Международное публичное право Частное право Отношения
Менеджмент Металлургия Москвоведение
Музыка Муниципальное право Налоги
Наука и техника Новейшая история Разное
Педагогика Политология Право
Предпринимательство Промышленность Психология
Психология, педагогика Радиоэлектроника Реклама
Религия и мифология Риторика Сексология
Социология Статистика Страхование
Строительство Схемотехника Таможенная система
Теория государства и права Теория организации Теплотехника
Технология Транспорт Трудовое право
Туризм Уголовное право и процесс Управление
Физика Физкультура и спорт Философия
Финансы Химия Хозяйственное право
Цифровые устройства Экологическое право Экология
Экономика Экономико-математическое моделирование Экономическая география
Экономическая теория Этика Юриспруденция
Языковедение Языкознание, филология

design by BINAR Design