Хостинг от HOST PROM - это надежное место для Ваших проектов !

 


Министерство образования и наукиУкраины

Запорожский государственныйуниверситет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: Понятие одаренности

 

 

 

 

 

Группа 411-7

Выполнила студентка 3 курса

Заочного отделения СПП

Соболева Н.О.

Проверил преподаватель

__________________________

 

 

 

Запорожье

2003Детская одаренность

 

Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие   индивидуально-неповторимые   творческие,   интеллектуаль­ные, эмоциональные,  физические способности  в той или  иной об­ласти человеческой деятельности. Различия в степени, качестве и направленности  одаренности   человека   предопределены  природой, генетическим фондом. Каждый нормальный ребенок одарен всеми человеческими сущностными  силами и возможностью в необходи­мых   и   достаточных   социальных   условиях   развивать   их   в   себе. У детей сущностные силы развиваются, как правило, равномерно, совокупно, гармонично. Какая из сущностных сил, будь то интел­лект, чувства, воля, руки и ноги, зрение и слух, абстрактное или конкретно-образное мышление, может наиболее мощно и ярко про­явиться, зависит  от социального  и  педагогического  фона,  на   ко­тором   происходит  общее   развитие  детской  личности. При   бла­гоприятных обстоятельствах каждый ребенок может проявить себя как одаренное  существо.   Феноменальные  же, экстраординарные способности, яркая одаренность, талант, основываются  на особой организации мозга, предрасположенности к теоретическому или художественному    мышлению;    особой    связи    глаза,    образного мышления   и   двигательных   навыков  руки;  специфическом   взаи­модействии слуха, воображения,  мышц глотки, груди  и легких; чувствительной   н  остро  реагирующей  нервной системе;  взаимо­связи конституции организма  и органов координации движения тела. Подобные редкие явления ранней одаренности заслужива­ют особого внимания. Однако они  не должны отвлекать психо­логов и  педагогов от  проблемы  одаренности  каждого нормаль­ного ребенка. Чем  больше создается  возможностей для творче­ского само проявления   всем  детям, тем  больше шансов обнару­жения  и выращивания  в общей массе одаренных, редких, ярких н сильных разнообразных   талантов. Поэтому задача педагогики состоит в том, чтобы, опираясь на  идею всеобщей генетической одаренности детей, создать  методику работы  не только с ярко заявляющими  о  себе  талантами,   но  и  обеспечивать  поле  дея­тельности   для   творческого   само проявления   и   самовыражения всем детям. В здоровой социальной среде индивиды эффективно взаимодействуют в труде,  культуре, общественных отношениях, благодаря разноодаренности, взаимодополняют, взаиморазвива-ют  и   взаимовозвышают  друг  друга.  Одни   в  большей  степени одарены   интеллектуально,   другие — эмоционально,   физически, двигательно, третьи — в нравственно-волевом, организационном, художественном,   социально-милосердном   отношениях.   Творчес­кие, ярко одаренные индивиды,  вовлекая  в круг своего общения идущих   рядом,   пробуждают   г,   них   творческие  способности,  де лают социальную среду нравственно и интеллектуально чище, бла­гоприятнее для развития  человека.

Одаренность по своей сущности явление целостное и много­стороннее. Она имеет анатомо-физиологическое основание, опреде­ленную организацию и строение мозга, всех его функциональных систем. В возникновении и развитии одаренности существенную роль играют нервно-психические образования, определяющие воз­можности ребенка к особенному, оригинальному восприятию мира, к воспитуемости и обучаемости, к осмыслению и творчеству, са­мовыражению и самоутверждению. В структуре одаренности важ­ное место занимает эмоционально-волевой и действенно-практиче­ский компоненты. Они стимулируют деятельность ребенка по практическому применению способностей и творческих сил. Та­лантливость обусловлена индивидуально-личностными, нравствен­но-эстетическими характеристиками человека. Идейность, убеж­денность, принципиальность, интеллектуально-нравственная раско­ванность и свобода, упорство, упрямство, способность стоять па своем, внутренняя самодисциплина, гражданская сознательная дисциплина — все это непременно внутренние условия развития способностей, дарования, таланта. Даровитость личности обуслов­лена субъективно-объективными факторами, которые либо способ­ствуют развитию таланта, либо сдерживают и угнетают проявле­ние способностей в детях. Развитию одаренности ребенка способ­ствует как наличие здоровой генетической основы, так и условий социального педагогического и психологического характера. Ода­ренность возникает и пробивает себе дорогу либо как спонтанное само проявление своеобразно сложившихся биологических структур мозга и организма, требующих для своего развития соответству­ющей практической деятельности, либо как нервно-психические и физические новообразования, возникающие в процессе воспитания и обучения как ответ организма на требования среды, а также специфической физической, общественной, интеллектуальной, ху­дожественной деятельности, в которую вовлекаются дети. И в том, и в другом случае развитие одаренности ребенка требует условий, обеспечивающих опробование и применение духовных и физических способностей. Особое значение имеет система продуктивной, твор­ческой деятельности, создающая возможность для эксперименти­рования, дающая право на собственное мнение и ошибку. Она организуется в формах детской самодеятельности, суть которой не сводится только к спонтанности, стихийности детского само проявления и самоутверждения. Самодеятельность эффективна, когда представляет собой органический сплав внутренне обусловленных влечений и побуждений, потребностей и стимулов с социально содержательной деятельностью. Ее осуществление детьми, обеспе­ченное консультационной помощью взрослых, психологически бла­гоприятной обстановкой и необходимыми социально-материальны­ми условиями, должно быть самостоятельным. В то же время всякая одаренность, постепенно выводимая на уровень творчески-профессиональной деятельности, не может успешно формироваться

в изоляции от мастера, вне педагогического руководства. Органи­зованное введение и мастерство не только не подавляет творчески развивающуюся личность, но, напротив, поддерживает в ребенке  веру в свои силы, в возможность достижения успеха, стимулирует 1 здоровое самолюбие и честолюбие. Вместе с тем ребенку, желаю­щему преуспеть в развитии своего дарования, необходимо готовить себя к упорному труду. Жизнь и человеческая природа таковы, что успех и распнет способностей приходи! только к тем, кто готов к преодолению внешних и внутренних препятствий и трудностей. Дефицит талантов объясняется не оскудением человеческой при­роды, а отсутствием сильных натур, способных проявить мужество, упорство, настойчивость, жесткую самодисциплину в самообразо­вании и самовоспитании, в критическом переосмыслении обще­признанных догм, стереотипов, «незыблемых истин», в отстаивании нового.

Самостановление одаренной натуры, творчески мыслящей лич­ности обусловлено также нравственно-психологической установкой, диктующей искать себе поддержку не столько в других людях и благоприятных внешних обстоятельствах, по прежде всего в себе самом, своем внутреннем духовном мире, исполненном верой в себя и свое призвание. Внутреннему духовному самоутверждению способствует сам процесс творчества, полностью поглощающий творящего, дающий ему высшее нравственно-эстетическое удовлет­ворение и наслаждение, возмещающий все издержки сурового от­ношения к самому себе. В результате талантливый ребенок ста­новится привержен внутренним духовным ценностям, помогающим  выдержать внешние невзгоды, подстерегающие талантливого чело-3 века повсюду.

Наряду со стимулирующими есть факторы, препятствующие, сдерживающие развитие одаренности в детях. Среди них

Страниц (3):  [1] 2 3


 


Быстрый хостинг
Быстрый хостинг - Скорость современного online бизнеса

 

Яндекс.Метрика

Load MainLink_Second mode.Simple v3.0:
Select now URL.REQUEST_URI: webknow.ru%2Fpsikholog_00000.html
Char set: data_second: Try get by Socet: webknow.ru%2Fpsikholog_00000.html&d=1
					  

Google

На главную Авиация и космонавтика Административное право
Арбитражный процесс Архитектура Астрология
Астрономия Банковское дело Безопасность жизнедеятельности
Биографии Биология Биология и химия
Ботаника и сельское хозяйство Бухгалтерский учет и аудит Валютные отношения
Ветеринария Военная кафедра География
Геодезия Геология Геополитика
Государство и право Гражданское право и процесс Делопроизводство
Деньги и кредит Естествознание Журналистика
Зоология Издательское дело и полиграфия Инвестиции
Иностранный язык Информатика, программирование Исторические личности
История История техники Кибернетика
Коммуникации и связь Косметология Краткое содержание произведений
Криминалистика Криптология Кулинария
Культура и искусство Культурология Литература и русский язык
Литература зарубежная Логика Логистика
Маркетинг Математика Медицина, здоровье
Международное публичное право Частное право Отношения
Менеджмент Металлургия Москвоведение
Музыка Муниципальное право Налоги
Наука и техника Новейшая история Разное
Педагогика Политология Право
Предпринимательство Промышленность Психология
Психология, педагогика Радиоэлектроника Реклама
Религия и мифология Риторика Сексология
Социология Статистика Страхование
Строительство Схемотехника Таможенная система
Теория государства и права Теория организации Теплотехника
Технология Транспорт Трудовое право
Туризм Уголовное право и процесс Управление
Физика Физкультура и спорт Философия
Финансы Химия Хозяйственное право
Цифровые устройства Экологическое право Экология
Экономика Экономико-математическое моделирование Экономическая география
Экономическая теория Этика Юриспруденция
Языковедение Языкознание, филология

design by BINAR Design