Хостинг от HOST PROM - это надежное место для Ваших проектов !

 


Контрольнаяработа по Психологии.

Тема№4.Природа психического. Психические особенности человека.

План.

1.   Соотношение физиологических и психических процессов и явлений.

2.   Появление и развитие форм психического отражения у животных.

3.   Возникновение и психологическая характеристика сознания человека.

4.   Деятельная сущность человека- условие изменения психологии и поведениялюдей.

 

1.   Соотношение физиологических и психических процессов и явлений.

 

Психология как наука обладает особыми качествами , которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В 20 столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный б достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

Предметом изучения психологии прежде всего является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческие общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмысленны до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организованно его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связанны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

 

 

Процессы         Состояния          Свойства

 

 

 Индивидуальные                   Групповые

 

 

    Внутренние                        Внешние

  (психические)                  (поведенческие)

   Рис1.Общие понятия,с помощью которых описываются

   явления, изучаемыев психологии.(Р.С.Немов. «Общие

   основыпсихологии»,Москва «Владос»,1994г., стр9.)

 

Кроме индивидуальнойпсихологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношениямежду людьми в различных человеческих объединениях -больших и малых группах, коллективах.

На рис.1 представлены в видесхемы основные типы явлений, которые изучает современная психология.

 

2. Появление иразвитие форм психического отражения у животных.

Психика- общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания( рефлексия).

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Уже простейшим живым существам- одноклеточным- свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.

Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством- нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.

Согласно мнению идеалистической философии психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.Стадии и уровни развития психики иповедения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри) [1],стр.97.

Стадиии уровень психического отражения, его характеристика

Особенностиповедения, связанные с данной стадией и уровнем

Видыживых существ, достигших этого уровня развития

1.Стадияэлементарной сенсорной психики

 

 

А.Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.

А.Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменениескорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабаяпластичность поведения. Не сформированная способность реагирования набиологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды.Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

А.Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Б.Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органаманипулирования- челюстей. Способность к формированию элементарных условныхрефлексов.

Б.Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитаядвигательная активность(ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из водына сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них,вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт инаучение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденныепрограммы.

Б.Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.

2.Стадия перцептивной психики.

 

 

А.Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов.Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи.Главный орган манипулирования- челюсти.

А.Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетическизапрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны иразнообразны (ныряние, ползанье, ходьба, бег, прыжки, лазание, полет и др.).Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных  (вредных), развитое защитное поведение.

А.Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные(членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.

Б.Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складываниеопределенной «картины мира»

Б.Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.

Б.Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

В.Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой,ориентировочно- исследовательской, подготовительной фазы. Способность решатьодну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципарешения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельностипримитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимоот наличных биологических потребностей.

В.Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитиеисследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенныхзнаний, умений и навыков.

В.Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н. Леонтьев в книге «Проблемы развития психики». Позднее она была доработана и уточнена К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее назвать концепцией Леонтьева- Фабри.

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней (табл.1). Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая- три уровня: низший, высший и наивысший.

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших живых существ.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики,  на котором находится простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуются тем что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость- способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движения. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих молюсков, характенизуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условно- рефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Совершенствуется двигательная активность.

Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов.

На следующей, перцептивной, стадии происходит качественный скачек в развитии психики и поведения животных. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Более развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором,

Страниц (3):  [1] 2 3


 


Быстрый хостинг
Быстрый хостинг - Скорость современного online бизнеса

 

Яндекс.Метрика

Load MainLink_Second mode.Simple v3.0:
Select now URL.REQUEST_URI: webknow.ru%2Fpsikholog_00007.html
Char set: data_second: Try get by Socet: webknow.ru%2Fpsikholog_00007.html&d=1
					  

Google

На главную Авиация и космонавтика Административное право
Арбитражный процесс Архитектура Астрология
Астрономия Банковское дело Безопасность жизнедеятельности
Биографии Биология Биология и химия
Ботаника и сельское хозяйство Бухгалтерский учет и аудит Валютные отношения
Ветеринария Военная кафедра География
Геодезия Геология Геополитика
Государство и право Гражданское право и процесс Делопроизводство
Деньги и кредит Естествознание Журналистика
Зоология Издательское дело и полиграфия Инвестиции
Иностранный язык Информатика, программирование Исторические личности
История История техники Кибернетика
Коммуникации и связь Косметология Краткое содержание произведений
Криминалистика Криптология Кулинария
Культура и искусство Культурология Литература и русский язык
Литература зарубежная Логика Логистика
Маркетинг Математика Медицина, здоровье
Международное публичное право Частное право Отношения
Менеджмент Металлургия Москвоведение
Музыка Муниципальное право Налоги
Наука и техника Новейшая история Разное
Педагогика Политология Право
Предпринимательство Промышленность Психология
Психология, педагогика Радиоэлектроника Реклама
Религия и мифология Риторика Сексология
Социология Статистика Страхование
Строительство Схемотехника Таможенная система
Теория государства и права Теория организации Теплотехника
Технология Транспорт Трудовое право
Туризм Уголовное право и процесс Управление
Физика Физкультура и спорт Философия
Финансы Химия Хозяйственное право
Цифровые устройства Экологическое право Экология
Экономика Экономико-математическое моделирование Экономическая география
Экономическая теория Этика Юриспруденция
Языковедение Языкознание, филология

design by BINAR Design