Хостинг от HOST PROM - это надежное место для Ваших проектов !

 


 

1.Причины и целипенсионной реформы

 

Как известно  в 2002 году в России началась пенсионная реформа. Суть ее в том, чтобы от чисто распределительной государственной пенсионной системы перейти к смешанной, распределительно-накопительной.

До нынешнего времени государственные пенсии выплачивались и выплачиваются на основе принципа "солидарности поколений": те, кто сейчас на пенсии, получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами (если точнее - работодателями за своих работников пропорционально фонду оплаты труда). Собранные деньги не инвестируются - некогда: едва поступив в Пенсионный фонд России, они "с колес" идут на выплату текущих пенсий.

Подобная система хороша, когда на одного пенсионера приходится 3-4 (а лучше еще больше) работающих граждан: тогда можно платить сравнительно достойные пенсии, отбирая у работающих не слишком много. Но если демографическая структура в стране ухудшается из-за увеличения продолжительности жизни и снижения рождаемости, т.е. население стареет, - то сокращается и соотношение числа работающих с числом пенсионеров. Сейчас в России эта цифра уже меньше 2, и в дальнейшем она будет только снижаться. Тогда приходится либо увеличивать налоги, либо уменьшать пенсии.

У нас налицо обе эти неприятности: пенсии почти нищенские, а вместе с тем предприятия-работодатели недовольны чрезмерно высоким, по их мнению, единым социальным налогом, из которого как раз и платятся пенсии. Впрочем, тут мы не первые: развитые западные страны уже давно столкнулись с проблемой старения населения, а вследствие этого - с финансовыми затруднениями распределительных пенсионных систем.

В качестве главного способа решения этой проблемы предлагается введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного страхования. Это означает, что определенная часть пенсионных взносов, поступающих в ПФР за каждого работника, будет не тратиться на текущие пенсии, а инвестироваться в ценные бумаги или иные финансовые активы. Средства эти будут распределяться по индивидуальным счетам, и сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты. С другой стороны, на накопительные счета будут зачисляться доходы от инвестирования.

При такой системе, с одной стороны, к старости у человека должна накопиться определенная сумма, из которой можно будет платить ему пенсию, - а с другой стороны, российская экономика получит столь необходимые ей инвестиционные ресурсы. Обе цели выглядят вполне достойно.

Это не означает полного отказа от распределительной системы: в определенном небольшом размере она будет сохраняться. Вместе с тем, введение накопительного элемента в государственную пенсионную систему не отменяет и не заменяет дополнительного добровольного пенсионного обеспечения в негосударственных пенсионных фондах или страховых компаниях.

Отдельный и очень важный для финансового сообщества вопрос - кто и как будет принимать инвестиционные решения в отношении накопительной части трудовых пенсий. Уже в 2003 году граждане  получили возможность выбора: оставить деньги в ПФР для консервативного инвестирования в государственные ценные бумаги или передать их частным управляющим компаниям. В 2004 году появится третий возможный вариант - перевод этих средств в негосударственные пенсионные фонды.

Новая схема выглядит приблизительно так  В соответствии с Федеральным законом от 17.12.01 г. № 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия складывается из трех составляющих:

Базовой части;

Страховой части;

Накопительной части.

Базовая часть гарантируется государством всем гражданам, имеющим минимальный трудовой стаж работы не менее пяти лет.Сегодня базовая часть составляет 450 рублей. Эта часть будет периодическиутверждаться законодательной властью наравне с минимальным размером заработнойплаты.Для обеспечения ее выплаты в бюджет будет перечисляться половина ставкипенсионных платежей, то есть 14% от фонда оплаты труда.Страховая часть учитывает весь период работы и зависит только от того, сколько  накопилось пенсионного капитала на Вашем персональном лицевом счете. Этот счет отражает обязательства государства перед Вами и получает денежное выражение с момента получения права на пенсию. До этого все отчисления, предназначенные на страховую часть, будут закрепляться в виде обязательств государства на индивидуальных счетах всех застрахованных лиц. Текущие поступления будут расходоваться на выплату пенсий тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе. На ее формирование в зависимости от возраста и сферы деятельностизастрахованного лица будет расходоваться 8-14% от фонда оплаты труда.Выплаты по этой части будут рассчитываться следующим образом: накопленный наиндивидуальном счете пенсионный капитал будет делиться на 19 лет (средняя продолжительностьжизни пенсионера), и равномерно распределяться в течение года.Накопительная часть - Ваши личные сбережения, накапливаемые на специальной части индивидуального лицевого счета, которыми Вы имеете право распоряжаться самостоятельно, путем передачи их профессиональной управляющей компании.Эта часть будущей пенсии состоит из накопленных сумм взносов и инвестиционногодохода, полученного выбранной Вами управляющей компанией.Преимущества Новой пенсионной модели

Новая пенсионная система предусматривает учет каждого рубля,внесенного Вами за каждый год и месяц Вашего трудового стажа;

Закрепляются обязательства государства персонально передкаждым работником. После Вашего выхода на пенсию, эти обязательства будутвыполняться в полном объеме, с учетом всех повышений и индексаций,проводившихся за годы Вашей трудовой деятельности.

Реформа в пенсионной системе обеспечивает прозрачностьпенсионной системы.

Накопительная часть трудовой пенсии обеспечит необходимыйпенсионный резерв в расчете на прогнозируемое ухудшение демографическойситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Субъекты рынкаобязательного пенсионного страхования

 

2.1.Передачапенсионных накоплений частным управляющим компаниям

Согласно Закону от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий", начиная с 2003 года все работающие граждане моложе определенного возраста (мужчины - от 1953 года рождения, женщины - от 1957 года рождения) получают возможность перевести свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда России в частную управляющую              компанию (ст.32 Закона).

 

В основе инвестиционной политики Управляющей компании лежит стратегия сохранения и увеличения капитала, предполагающая использование системы контроля рисков для получения среднего стабильного дохода при минимальном уровне риска в целях сохранения и приумножения средств пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении Управляющей компании.Перечень видов активов, в которые могут быть размещены средства пенсионных накоплений

государственные ценные бумаги Российской Федерации,номинированные в рублях Российской Федерации;

государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерацииноминированные в рублях Российской Федерации;

облигации российских эмитентов номинированные в рубляхРоссийской Федерации, за исключением ипотечных ценных бумаг

акции российских эмитентов, созданных в форме открытыхакционерных обществ;

денежные средства в рублях на счетах в кредитныхорганизациях;

депозиты в рублях в кредитных организациях.

Структура инвестиционного портфеля.

Структура инвестиционного портфеля должна удовлетворятьследующим основным требованиям:

максимальная доля одного эмитента или группы связанныхэмитентов в инвестиционном портфеле не должна превышать 5 процентов, за исключениемгосударственных ценных бумаг Российской Федерации;

депозиты в кредитной организации (кредитных организациях,входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этойкредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскуюгруппу), не должны в сумме превышать 10 процентов инвестиционного портфеля;

максимальная доля в инвестиционном портфеле ценных бумаг,эмитированных аффилированными компаниями управляющей компании испециализированного депозитария, не должна превышать 5 процентов;

максимальная доля в инвестиционном портфеле акций одногоэмитента не должна превышать 10 процентов его капитализации;

максимальная доля в инвестиционном портфеле облигаций одногоэмитента не должна превышать 10 процентов совокупного объема находящихся вобращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценныхбумаг Российской Федерации;

максимальная доля в совокупном инвестиционном портфелеценных бумаг одного эмитента не должна превышать 30 процентов совокупного объеманаходящихся в обращении ценных бумаг данного эмитента, за исключениемгосударственных ценных бумаг Российской Федерации.

Максимальная доля в инвестиционном портфеле активов,указанных в последних двух подпунктах, не должна превышать 20 процентов.Дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений:

сделки, связанные с инвестированием средств пенсионныхнакоплений, совершаются через организаторов торговли на рынке ценных бумаг наусловиях поставки против платежа и на основе заявок на покупку и заявок напродажу ценных бумаг по наилучшим из указанных в них ценам при условии, чтозаявки адресованы всем участникам торгов и информация, позволяющаяидентифицировать подавших заявки участников торгов, не раскрывается в ходеторгов другим участникам (далее именуются - рыночные сделки);

средства пенсионных накоплений могут инвестироваться воблигации, выпущенные от имени Российской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации и муниципальных образований, и в облигации российских хозяйственныхобществ при условии, что срок погашения указанных облигаций не наступил;

средства пенсионных накоплений могут инвестироваться вгосударственные ценные бумаги субъекта Российской Федерации при условии, что:указанные ценные бумаги включены в котировальный список организатора торговлина рынке ценных бумаг;орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выступающийэмитентом указанных ценных бумаг, ежеквартально публикует отчеты об исполнениибюджета субъекта Российской Федерации, а также отчеты об исполненииобязательств, возникших в результате эмиссии этих ценных бумаг;среднемесячная сумма рыночных сделок с указанными ценными бумагами,рассчитанная по итогам последних 6 месяцев, составляет не менее 400 тыс.рублей;

средства пенсионных накоплений могут инвестироваться вмуниципальные облигации при условии, что:указанные ценные бумаги включены в котировальный список организатора торговлина рынке ценных бумаг;исполнительный орган муниципального образования, выступающий эмитентомуказанных ценных бумаг, ежеквартально публикует отчеты об исполнении бюджетамуниципального образования, а также отчеты об исполнении обязательств,возникших в результате эмиссии этих ценных бумаг;среднемесячная сумма рыночных сделок с указанными ценными бумагами, рассчитаннаяпо итогам последних 6 месяцев, составляет не менее 400 тыс. рублей;

средства пенсионных накоплений могут инвестироваться воблигации российского эмитента, являющегося хозяйственным обществом, приусловии, что:эмитент соблюдает требования федеральных законов и иных нормативных правовыхактов о ценных бумагах и о хозяйственных обществах;указанные ценные бумаги включены в котировальный список организатора торговлина рынке ценных бумаг;эмитент указанных ценных бумаг представляет организатору торговли на рынкеценных бумаг ежеквартальные отчеты, сообщения о существенных фактах (событиях,действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента;количество акционеров эмитента составляет не менее 1000;у эмитента отсутствуют убытки по итогам 2 из последних 3 лет, а в случаесуществования эмитента менее 3 лет - за весь срок его существования;стоимость чистых активов эмитента составляет не менее 500 млн. рублей;рыночная стоимость всех ценных бумаг эмитента составляет не менее 30 млн.рублей;среднемесячная сумма рыночных сделок с указанными ценными бумагами,рассчитанная по итогам последних 6 месяцев, составляет не менее 400 тыс.рублей;

средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в акциироссийского эмитента, являющегося открытым акционерным обществом, при условии,что:эмитент соблюдает требования федеральных законов и иных нормативных правовыхактов о ценных бумагах и об акционерных обществах;указанные ценные бумаги включены в котировальный список организатора торговлина рынке ценных бумаг;эмитент представляет организатору торговли на рынке ценных бумаг ежеквартальныеотчеты, сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающихфинансово-хозяйственную деятельность эмитента, информацию о количествеакционеров эмитента, информацию о том, что одно лицо и (или) его аффилированныелица стали владельцами более 75 процентов обыкновенных именных акций эмитента;количество акционеров эмитента составляет не менее 1000;одно лицо и (или) его аффилированные лица владеют не более чем 75 процентамиобыкновенных именных акций эмитента;у эмитента отсутствуют убытки по итогам 2 из последних 3 лет, а в случаесуществования эмитента менее 3 лет - за весь срок его существования;стоимость чистых активов эмитента составляет не менее 500 млн. рублей;рыночная стоимость всех ценных бумаг эмитента составляет не менее 300 млн.рублей;среднемесячная сумма рыночных сделок с указанными ценными бумагами,рассчитанная по итогам последних 6 месяцев, составляет не менее 2 млн. рублей;

доля государственных ценных бумаг Российской Федерацииодного выпуска не может составлять более 35 процентов инвестиционного портфеля.

Максимальная доля следующих классов активов в инвестиционном портфелесоставляет

государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации- 40 процентов;

облигации российских эмитентов (помимо облигаций, выпущенныхот имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации):облигации, выпущенные от имени муниципальных образований, - 40 процентов;облигации российских хозяйственных обществ:в 2004 году - 50 процентов;в 2005 году - 60 процентов;в 2006 году - 70 процентов;с 2007 года - 80 процентов;  

акции российских эмитентов, являющихся открытымиакционерными обществами:в 2004 году - 40 процентов;в 2005 году - 45 процентов;в 2006 году - 55 процентов;с 2007 года - 65 процентов;

Максимальная доля в инвестиционном портфеле отдельныхклассов активов, определяется в соответствии с законодательными и нормативнымиактами.При инвестировании средств пенсионных накоплений Управляющая компания обязанасоблюдать иные требования, установленные законодательством РоссийскойФедерации, постановлениями Правительства РФ, договорами с Пенсионным Фондом РФи другими нормативными правовыми актами.

Для этого ПФР должен сперва выверить информацию о состоянии"специальной части индивидуального лицевого счета" каждогозастрахованного лица (т.е. работающего гражданина, за которого платятсястраховые взносы в ПФР), а затем до 1 июля направить каждому гражданину отчет осостоянии его счета месте с бланком заявления о выборе управляющей компании.Либо гражданин выбирает управляющую компанию по своему вкусу - тогда деньгидолжны быть переведены туда до 31 декабря текущего года и в дальнейшем будутвкладываться в соответствии с инвестиционной декларацией УК. Либо гражданинбольше доверяет государству или вообще никак не выражает своего отношения кпроисходящему - тогда деньги остаются в ПФР и инвестируются государственнойуправляющей компанией (сейчас таковой назначен Внешэкономбанк) в государственныеценные бумаги.

Передача денег управляющей компании, согласно Закону, неприводит к смене формы собственности: средства пенсионных накоплений остаютсясобственностью Российской Федерации (ст.5 Закона). Договор доверительногоуправления будет считаться заключенным между РФ и управляющим, ивыгодоприобретателем по нему будет являться также РФ, а не гражданин,инициировавший передачу денег управляющему (ст. 18 Закона). Последующиеналоговые платежи, включающие в себя пенсионные "страховые взносы",будут по-прежнему приходить в ПФР и лишь по итогам года передаватьсяуправляющему. При выходе человека на пенсию управляющий должен будет возвратитьнакопленные деньги в ПФР, а этот последний будет выплачивать пенсию.

Чтобы было из коговыбирать, государство должно провести конкурс управляющих компаний (ст. 19Закона). На сегодняшний день конкурс проведен и 55 УК получили лицензии.

Одним из главных участников рынка пенсионных накопленийстанет Государственная управляющая компания (ГУК) в лице Внешэкономбанка.Именно под ее управление, по протезам экспертов Пенсионного фонда России,перейдет до 90% пенсионных накоплений россиян.

- В чем главное отличие частных управляющих компаний отгосударственной?

- Прежде всего в перечне разрешенных для инвестированияактивов, то есть инструментов, в которые можно инвестировать пенсионныенакопления. Частные управляющие компании могут вкладывать средства в шестьразличных финансовых инструментов, у государственной управляющей компании такихинструментов по закону только четыре - это государственные ценные бумаги ввалюте, государственные ценные бумаги в рублях, ипотечные ценные бумаги,гарантированные правительством и остатки на корреспондентских счетах. Но напрактике этот список даже меньше, если учесть, что ипотечных ценных бумаг насегодняшний день еще нет, а остатки на корсчетах минимальны. Таким образом,ответ на вопрос, куда Внешэкономбанк будет вкладывать средства, очевиден - веврооблигации и внутренние рублевые госбумаги. Такие правила  установлены законом.

- Частные УК имеют больше возможностей для получения болеевысокого дохода, чем ГУК, за счет широкого выбора инструментов. Однаконеобходимо учитывать, что высокая доходность является оборотной сторонойвысокого уровня рисков. Чем выше доходность, тем больше риск, чем нижедоходность, тем ниже риск - это общее правило.

- Если потери будут обусловлены неправомерными действиямибанка, то по закону их обязаны возместить . Более того, если в деятельностигосударственного управляющего будут серьезные нарушения, то правительство можетвообще назначить другую государственную управляющую компанию. Или сменить весьменеджмент. Причем сделать это оно может в любое время. В этом как раз еще однопринципиальное отличие  компании отчастных управляющих компаний. Там ключевой мерой воздействия являетсявозможность отзыва лицензии ФКЦБ (Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг),но это непростой процесс, и действия ФКЦБ в данном случае можно оспаривать.Однако ФКЦБ не может сменить менеджмент частной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Передачапенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды

Согласно новой редакции Закона "О негосударственных пенсионных фондах", принятой Законом от 10.01.2003 N 14-ФЗ, сфера деятельности НПФ расширяется: наряду с добровольным пенсионным обеспечением, они теперь смогут участвовать и в обязательном пенсионном страховании, т. е. работать со средствами пенсионных накоплений.

 Датой их рождения можно считать 16 сентября 1992 года, когда президент РФ подписал указ "О негосударственных пенсионных фондах". С тех пор количество подобных фондов перевалило за двести. По данным инспекции НПФ при Министерстве труда, на 1 сентября 2003 года в России действует 286 таких фондов. Их услугами пользуются свыше 4,87 млн. россиян. За 2-й квартал 2003 года собственное имущество фондов увеличилось на 6, 9% - до 87 млрд. рублей. Эта сумма складывается из пенсионных резервов НПФ, которые составили 61,039 млрд. рублей, и совокупных вкладов учредителей. В начале 90-х годов НПФ создавались в основном крупными предприятиями и корпорациями для пенсионного обеспечения своих работников. Они действовали по сберегательно-накопительной схеме: пенсии устанавливались пропорционально накопленной сумме. По новому законодательству, НПФ будут привлечены к обслуживанию накопительной части новой пенсионной системы. На рынок пенсионных денег они выйдут с 1 января 2004 года. Фондам, как и прежде, отводится роль "накопителя" средств, они по закону не имеют права самостоятельно инвестировать доверенные деньги. Им придется в обязательном порядке заключать договоры с управляющими компаниями, а те, в свою очередь, будут вкладывать средства в предписанные законом финансовые активы. И еще одно немаловажное обстоятельство: граждане не смогут направлять свои накопления непосредственно в НПФ, средства будут поступать в Пенсионный фонд России, который затем будет перечислять их в частный фонд. Если, конечно, застрахованные лица выскажут подобное пожелание.

НПФ получат доступ в эту сферу на год позже, чем управляющие компании, - только с 2004 года граждане смогут выбирать их наряду с УК. Однако и возможности у них будут пошире: средства пенсионных накоплений, переданные в НПФ, станут собственностью последнего. Правоотношения по поводу этих средств будут описываться уже не договором доверительного управления, а договором об обязательном пенсионном страховании, сторонами которого будут НПФ и доверившийся ему гражданин. Впрочем, для инвестирования этих средств НПФ будут обязаны, со своей стороны, заключать договоры доверительного управления с управляющими компаниями.

Организация-работодатель в случае, если ее работник выберет негосударственный пенсионный фонд, должна будет платить пенсионные "страховые взносы" не в ПФР, а непосредственно в этот НПФ. Собственно пенсионные выплаты также будут идти непосредственно из НПФ, а не из ПФР.

Средства пенсионных накоплений будут учитываться НПФ отдельно от средств, собранных в рамках добровольного пенсионного обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Контроль

 

За ходом пенсионной реформы будут постоянно наблюдать три государственные структуры: Министерство финансов РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) и Пенсионный фонд России (ПФР). Надзор за инвестированием пенсионных накоплений разделен между Минфином и ФКЦБ. Стоит отметить, что первоначально всю ответственность за это предполагалось полностью возложить на главное финансовое ведомство страны. Однако затем появился проект постановления "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти

Страниц (4):  [1] 2 3 4


 


Быстрый хостинг
Быстрый хостинг - Скорость современного online бизнеса

 

Яндекс.Метрика

Load MainLink_Second mode.Simple v3.0:
Select now URL.REQUEST_URI: webknow.ru%2Fstrakhovanie_00008.html
Char set: data_second: Try get by Socet: webknow.ru%2Fstrakhovanie_00008.html&d=1
					  

Google

На главную Авиация и космонавтика Административное право
Арбитражный процесс Архитектура Астрология
Астрономия Банковское дело Безопасность жизнедеятельности
Биографии Биология Биология и химия
Ботаника и сельское хозяйство Бухгалтерский учет и аудит Валютные отношения
Ветеринария Военная кафедра География
Геодезия Геология Геополитика
Государство и право Гражданское право и процесс Делопроизводство
Деньги и кредит Естествознание Журналистика
Зоология Издательское дело и полиграфия Инвестиции
Иностранный язык Информатика, программирование Исторические личности
История История техники Кибернетика
Коммуникации и связь Косметология Краткое содержание произведений
Криминалистика Криптология Кулинария
Культура и искусство Культурология Литература и русский язык
Литература зарубежная Логика Логистика
Маркетинг Математика Медицина, здоровье
Международное публичное право Частное право Отношения
Менеджмент Металлургия Москвоведение
Музыка Муниципальное право Налоги
Наука и техника Новейшая история Разное
Педагогика Политология Право
Предпринимательство Промышленность Психология
Психология, педагогика Радиоэлектроника Реклама
Религия и мифология Риторика Сексология
Социология Статистика Страхование
Строительство Схемотехника Таможенная система
Теория государства и права Теория организации Теплотехника
Технология Транспорт Трудовое право
Туризм Уголовное право и процесс Управление
Физика Физкультура и спорт Философия
Финансы Химия Хозяйственное право
Цифровые устройства Экологическое право Экология
Экономика Экономико-математическое моделирование Экономическая география
Экономическая теория Этика Юриспруденция
Языковедение Языкознание, филология

design by BINAR Design