Санкт - Петербургский
Государственный Институт
Сервиса и Экономики
Доклад
Для Межвузовской
Научно-Практической Конференции
"Проблемы и перспективы
сервиса"
Технологии
утилизации шин и их восстановление
Выполнил:
студент 4-ого курса, группы М-42,
Специальности
230100,
Кудрев
Виктор Владимирович
E-mail:ushinka108@cards.lanck.net
Санкт - Петербург
2001Введение
Динамичный рост парка автомобилей во всех развитых странах приводит к постоянномунакоплению изношенных автомобильных шин. По данным Европейской Ассоциации повторичной переработке шин (ЕТРА) в 2000 году общий вес изношенных, нонепереработанных шин достиг:
вЕвропе-2,5 млн тонн;
вСША-2,8 млн тонн;
вЯпонии-1,0 млн тонн;
вРоссии-1,0 млн тонн.
ВМоскве ежегодно образуется более 70 тыс. тонн изношенных шин, в Петербурге иЛенинградской области - более 50 тыс. тонн...
Объем их переработки методом измельчения непревышает 10%. Большая часть собираемых шин (20%) используется как топливо.Вышедшие из эксплуатации изношенные шины являются источником длительногозагрязнения окружающей среды:-шины не подвергаются биологическому разложению;-шины огнеопасны и, в случае возгорания, погасить их достаточно сложно;-при складировании они являются идеальным местом размножения грызунов, кровососущихнасекомых и служат источником инфекционных заболеваний.Вместе с тем, амортизированные автомобильные шины содержат в себе ценное сырье:каучук, металл, текстильный корд.
Проблема переработки изношенных автомобильных шин и вышедших из эксплуатациирезинотехнических изделий имеет большое экологическое и экономическое значениедля всех развитых стран мира. Невосполнимость природного нефтяного сырьядиктует необходимость использования вторичных ресурсов с максимальнойэффективностью, т.е. в место гор мусора мы могли бы получить новую для нашегорегиона отрасль промышленности - коммерческую переработку отходов.
Не менее перспективным методом борьбы с накоплением изношенных шинявляется продление срока ихслужбы,путем восстановления.
Внастоящее время, все известные методы переработки шин можно разделить на двегруппы:
1. Физический метод
2. Химический метод
Рассмотрим
их более подробно.
Физические методы
переработки резиновых отходов
В настоящее время все большее значение приобретает
направление использования отходов в виде дисперсных материалов. Наиболее полно
первоначальная структура и свойства каучука и других полимеров, содержащихся в
отходах, сохраняются при механическом измельчении.
Установление взаимосвязи между размерами частиц материала,
их физико-химическими и механическими характеристиками и затратами энергии на
измельчение и параметрами измельчающего оборудования необходимо для расчета
измельчителей и определения оптимальных условий их эксплуатации.
Процесс измельчения, несмотря на кажущуюся простоту,
очень сложный не только по определению характера, величины и направления
нагрузок, но и по трудности количественного учета результатов разрушения.
Ниже представлена классификация имеющихся в
настоящее время способов измельчения вторичных резин.
Способы измельчения вторичных резин | |
| По температуре измельчения |
| При отрицательных температурах | При положительныхтемпературах |
| По механическому воздействию |
| Ударом | Истиранием | Сжатием | Сжатием со сдвигом | Резанием | |
| | | | | | | | | |
Согласно данной классификации рассмотрим следующие
технологии:
1. НИЗКОТЕМПЕРАТУРНАЯТЕХНОЛОГИЯ УТИЛИЗАЦИИ
Разработчик ипоставщик оборудования ЗАО "ALMASENGINEERING"(Москва)
При
низкотемпературной обработке изношенных шин дробление производится при
температурах -60 град.С ... -90 град. С, когда резина находится в псевдохрупком состоянии. Результаты экспериментов показали, что дробление при низких температурах
значительно уменьшает энергозатраты на дробление, улучшает отделение металла и
текстиля от резины, повышает выход резины. Во всех известных установках для
охлаждения резины используется жидкий азот. Но сложность его доставки,
хранения, высокая стоимость и высокие энергозатраты на его производство являются
основными причинами, сдерживающими в настоящее время внедрение низкотемпературной
технологии. Для получения температур в диапазоне -80 град.С ... -120 град.С
более эффективными являются турбохолодильные машины. В этом диапазоне
температур применение турбохолодильных машин позволяет снизить себестоимость
получения холода в 3-4 раза, а удельные энергозатраты в 2-3 раза по сравнению с
применением жидкого азота. Технология не внедрена. Производительность линии
6000 т/год.
ОПИСАНИЕТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИНИИ
Схема линии представлена в приложении 1. Изношенные автомобильные шины подаются в машину для
удаления бортовых колец. После этого шины поступают в шинорез и далее в ножевую
роторную дробилку. Затем следует магнитный сепаратор и аэросепаратор. Для
охлаждения порезанные и предварительно очищенные куски резины подаются в
холодильную камеру, где охлаждаются до температуры -50 град.С...-90 град.С.
Холодный воздух для охлаждения резины подается от генератора холода воздушной
турбохолодильной машины. Далее охлажденная резина попадает в роторно-лопаточный
измельчитель, откуда она направляется на повторную очистку в магнитный
сепаратор и аэросепаратор, где отбирается резиновая крошка менее 1 мм ... 0,5
мм, а также более крупная и затаривается в мешки и отправляется к заказчику.
2. БАРОДЕСТРУКЦИОННАЯТЕХНОЛЛОГИЯ
Разработчик и поставщик оборудования: ГНПП"Корд-экс"
(ПЕРМЬ)
Технология
основана на явлении "псевдосжижения" резины при высоких давлениях и
истечении её через отверстия специальной камеры. Резина и текстильный корд при
этом отделяются от металлического корда и бортовых колец,
измельчаются и выходят из отверстий в виде первичной резино-тканевой крошки, которая подвергается дальнейшей переработке: доизмельчению и сепарации. Металлокорд извлекается из камеры в виде спрессованного брикета. Производительность линии
6000 т/год. В настоящее время реализованы и успешно работают 2 перерабатывабщих завода: "Астор"(Пермь),
ЛПЗ(Лениногорск,Татарстан)
ОПИСАНИЕТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИНИИ
Схема линиипредставлена в приложении2. Автопокрышка
подаётся под пресс для резки шин, где режется на фрагменты массой не более 20 кг. Далее куски подаются в установку высокого давления.
В установке высокого давления шина загружается в
рабочую камеру, где происходит экструзия резины в виде кусков размерами 20-80
мм и отделение металлокорда.
После установки высокого давления резинотканевая
крошка и металл подаются в аппарат
очистки брикетов для отделения металлокорда (поступает в контейнер)от резины и
текстильного корда, выделение бортовых колец. Далее остальная масса подаётся в
магнитный сепаратор , где улавливается основная часть брекерного металлокорда.
Оставшаяся масса подаётся в роторную
Страниц (4): [1]
2
3
4